Wednesday, June 25, 2014

3 Н.В.Тепцов В дни великого перелома


крестьян этих отбирают ихнее имущество, а самих на «соловушки». Так крестьяне села Романовки сделались как шальные, едут кто куда попало и нет им защиты. Все крестьяне говорят так: Владимир Ильич Ленин дал нам свободу, а у нас ее отнимают коммунисты Муркин, и Зайцев, и Разин, и Наталья Шевцова, у которой два брата бывшие господа офицеры, то мы думаем, что это нас хотят закабалить опять в помещичье рабство, которое сверг Владимир Ильич Ленин.
1930 г.        Щеглов П.Я.
«В практике работ по ликвидации кулака допущены некоторые ошибки»
Вопрос ликвидации кулака как класса назрел и эта ликвидация экономики кулака она своевременна, но в практике работ по ликвидации кулака допущены некоторые ошибки. Пример: Александров Илья, сын бывшего хлебного торговца, имеет 5 человек детей, служил в Красной армии с 1918 г. по 1921 г., защищал революцию. С 1921 г. служил в советских учреждениях. Бригада, которая у него работала, не оставила даже пуда хлеба на семейство, не оставила белья на смену. Выгнали из дома, даже не разрешили поселиться с детьми в бане. Иванов Григорий рабочий-строитель, на этой работе потерял 85 проц. трудоспособности. Имея 9 человек детей, получил патент на право торговли мясом, торговал, работал и бригада раскулачила так, что не оставила ничего. Мне думается, что так раскулачивать нет возможности, ведь теперь дети кулаков в этом не виноваты, что их родители были такие люди и они теперь лишены всякой жизни, остается одно или душить детей или идти собирать кусочки*.
1930 г.
гр. поселка Ибреси,
рабочий Новиков, М.-Кав. ж.д.
* То есть, просить подаяние у населения.
91

«Откуда появился кулак?..»
Откуда появился кулак и кто его создал, как какого-то жупела, когда как в былое время о нем было мало известно? Если мы признаем за кулака, имеющего всего имущества на 500 — 1000 руб., то как смотреть на такого рабочего, служащего, директора фабрики и т.д., у которых одна кровать стоит в отдельности 100 — 200 руб., а все вместе взятое достигает стоимости не одной тысячи рублей.
1930 г.        С. Константинов Самара, Арцибушевская ул., 91, кв.4.
«Из зажиточных делают нищих»
Два враждебных лагеря создаются в советской деревне. Их создает рабочая бригада, приходя в деревню, собирая бедноту, то обсуждая с ней тайно, потом приходя на общее собрание и защищая бедноту и сажая ее на плечи того трудящегося, который без того стонет под тяжестью разных обложений. Все вооружились, и крестьянин, и бригады, и беднота. Товарищи, нельзя вздохнуть во всю ширь своей груди, каких классов не надумали из крестьян: и кулаков и подкулашников... Даже страшно стало жить, не живешь, а страдаешь. Семья большая, одна корова, а другую пустить нельзя. Скажут, кулак, и задавят тебя, как муху. С одной стороны, будто на словах поднимают бедноту, а на деле из зажиточных делают нищих. Это похоже на французскую революцию, там преследовали белые лилии — цветы аристократов, у нас преследуют у кого 2 коровы. Где же свобода, видно одно насилие. Наверное меня назовут нытиком, потому что я не кулак и не подкулачник, а бедная крестьянка самоучка и была членом партии и выступала на съездах и видя, что искажают пути Ленина — усомнилась».
1930 г.        М.Г. Шевекова Серпуховский округ, Тарусский район, дер. Услимово
92

«Нужно строить колхозы... по-ленински»
Мое впечатление о коллективизации нашей деревни Хоперского округа, Николаевского района. Спрашивается, почему так сильно охватило население колхозное строительство, что и не ожидали на втором году пятилетнего плана. Я крестьянин, настоящее время рассматриваю так:
Первое — это сильный нажим со стороны наших властей на «кратку»*. У нас так, если в каком хуторе слабо идет коллективизация, то упол. по хлебозаготовке ставит так: нужно сейчас же применить «кратку», десятку двум дворам «кратное» и тогда пойдет дело. Вот тут-то и зарыта вся собака. И что же мы видим? Крестьяне наказанные сбывают скот — лошадей, овец, дабы доходность его хозяйства не превысила 500 рублей. Куда же эти средства? Они идут первым долгом на вино. Пьют страшно. Очереди за водкой такие, что в тех очередях ночью ежедневно бывают калеки — или ногу или руку вывертывают.
Вообще по Троцкому, который говорит — строить, так строить, наложить на крестьянство большой налог, воевать скорей. Его осадили и выгнали. А теперь что, тоже самое.
Мы, крестьяне, считаем, что нужно строить колхозы не «краткой», пуганием, а по-ленински, как говорил Ленин. Тише, ну чтобы было ясно. Если строить колхоз, то нужно, первым долгом снабдить его чем это нужно необходимым. Чтобы был он показателен, маяком для масс. А крестьянин казак — он видит, что плохо, что хорошо... Он хорошо разбирается. И тяга была бы тоже, но не сбыванием скота, ни с вином, а постепенно.
1930 г. (Анонимное письмо)
«Кучка «сталинцев» ведет страну к гибели...»
Уваж. тов.! Чувство злобы, обиды заставило нашу организацию написать Вам это письмо.
* 28 июня 1929 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление, в котором разрешалось местным органам власти налагать штрафы до пятикратного размера стоимости подлежащей сдаче сельскохозяйственной продукции на крестьян, не выполнивших самообязательств или индивидуальных заданий по заготовкам.
93

Положение в Советской России трудное и потому, что партия сбилась с правильного пути, с ленинского пути, взяли ретиво влево. Она обвиняет в искривлении их линии правых, но это неверно.
Все наше крестьянство, а также наша организация «Союз новейшей России» солидаризуется с правыми. Их путь — верен. Почему при Ленине у нас не было плохого хозяйственного положения, почему было продовольствие — хлеб, табак, ситец и пр. пр. Потому что политика т. Ленина была политикой крестьян и рабочих. Ленин смело вел нас к социализму, а сейчас партия сбилась с пути и кучка «сталинцев» ведет страну к гибели, непосильными налогами вы душите крестьян, отбираете последний хлеб, яйца, лен, картофель и проч. и пр. Повсюду разоряете своей политикой хозяйство страны.
Своей сенсационной выдумкой Сталина — «пятилетка» — вы душите «свободную» Россию, она уже изнывает от болезненных ран, ей невмоготу.
Станьте на путь Ленина — и мы пойдем твердо к заветному. Во всем партия ошибается, не прислушивается к голосу трезвых людей, она стала фараонничать.
Наша организация со своим планом будет стремиться к перемене политики партии «сталинцев», нужны агитация и пропаганда среди крестьян за перемену теперешнего строя. К новой жизни, без партии, к светлому новому мы идем.
10/XII.29 г. Юхновское отделение «Союза но-
вейшей России»,
Западная область
Пред. Отд. ШТОК (Сибуровский)
«Военный коммунизм продолжается...»
Вот уже наступил тринадцатый год Октябрьской революции, а в нашей стране, несмотря на то, что в докладах и газетах пишут о достижениях, пока еще ничего не видать. Промышленность действительно понемногу поднимается, но сельское хозяйство с каждым годом идет к упадку. Беднота растет как грибы. Сырье приходит к концу, наступит такое время, что наша крупная промышленность за неимением сырья пойдет вниз крупными шагами. Взятый курс для переустройства нашего
94

сел.-хоз. совершенно неправильный. Ни одного крестьянина не найдешь, чтобы он крепко стоял за советскую власть. Военный коммунизм продолжается: как к налогу, хлебозаготовкам, к лесозаготовкам и к другим госналогам. Все это приходится выполнять с нажимом на крестьянина под угрозой суда и штрафа, с нынешними хлебозаготовками у нас оказалось в половину больше кулаков. Как только середняк поднимет свое хозяйство, его ставят кулаком. Смотря на это, много середняков переходит в бедноту, а беднота не думает поднимать свое хозяйство, видя, как власть относится к середняку. Нам нужно сейчас сырье, нужен хлеб. Беднота, на которую так надеется власть, ничего этого не даст. Она работать не хочет, землю обрабатывает кое-как, урожая поднять не старается, а трудящемуся крестьянину (середняку) не дают ходу, который в настоящее время мог бы дать государству хлеб и сырье. Советская власть должна уделить больше внимания середняку и проверить, т.е. произвести чистку бедноты. Большая часть бедняков — лодыри, которые говорят, что нам не для чего работать, мы и так не плохо живем. Вражда между середняками и бедняками обостряется и происходят скандалы; драки и убийства. За это письмо меня признают кулаком, но нет, я демобилизованный кр-ц, маломощный середняк.
1930 г.        Александров г. Боровичи
«Кто не хочет идти в колхозы, тот будет выселен в далекую Сибирь...»
Дер. Нарковщина бедняцкая. В ней всего 15 дворов. Когда на собрании заговорили об организации в деревне колхоза, на это не оказалось желающих. Беднота заявляла о том, что она присмотрится к другим колхозам, а потом уже и сама пойдет в колхозы.
Скарукову это не понравилось. Он ли не прилагает все усилия, чтобы побольше организовать колхозов, он ли не старается на пользу бедноты, он ли не хочет для них лучшей жизни, а они на тебе — ни в хомут, понять его не хотят. И Скаруков разошелся:
95

— Вот что, граждане, кто не хочет идти в колхозы, тот будет выселен в далекую Сибирь и здесь мы поселим колхозников. Записывайтесь лучше, чем выселяться.
В этой деревушке до этого времени не велось никакой разъяснительной работы по коллективизации.
— Все, кто не записывается в колхоз, — заявил он собравшимся, завтра же с утра приходите в с/совет за документами на переселение.
Крестьяне этим возмутились, заволновались и рабфаковцу Хацкевичу насилу удалось успокоить их.
1930 г. Оршанов А.
Оршанский окр., Межовский с/с, дер. Нарковщина
«Раскулачивание... это уничтожение людей и исчезновение деревень»
Раскулачивание, если говорить начистоту, то это уничтожение людей и исчезновение деревень. Сколько деревень исчезло, а в некоторых живут 2 — 3 пенсионера. Раскулачивали тех, у которых всю жизнь не было часов ни в кармане, ни на руке, работали от зари до зари. Даже не имели металлических коек, спали на полу и на полатях, или на 2 скамейки наложат досок и стелят перины, а домотканые постели набиты соломой. Писали сосед на соседа заявления в с/совет. Как поступит заявление, ночью увозят главу семьи. Отправляли в основном на Печору в Коми АССР и кто туда попал ни один не вернулся. Некоторые заранее скрывались и уезжали, устраивались на работу и скрыто приезжали и увозили семьи.
Заявления в то время немногие могли написать, достаточно написать шпаргалку, пиши, что вздумаешь, проверять никто не будет. Много раскулачено бывших колхозников, которые жили и честно трудились в колхозе.
1989 г.        К. Башкирцев Вологодская область, д. Даниловская
96

«Раскулачивали так...»
В наше село Винницкие Ставы Киевской области был прислан уполномоченный из обкома Андрущенко, про которого после ходили слухи, что этот Андрущенко бывший сын помещика. Залез в партию и работал под чужим именем. Этот Андрущенко собирает вечером актив села и говорит: «Сегодня ночью чтоб собаки лаяли, петухи кричали, окна звенели, пух из подушек летел. 10—12 или 15 семей кулацких, чтобы были из домов выброшены, печки разорены, окна выбиты». Активисты идут по своим участкам, и летят пух и перо, и люди с малыми детями, голые и босые, вылетают зимой из обогретых домов на улицу в снег.
Раскулачивали так: дают твердое задание* — такого-то числа сдать 50 — 80 — 100 пудов хлеба. Человек сдал, думает: все. Ему сразу дают опять задание в 2 раза больше. Которые жили получше, выполняли даже 2—3 таких задания, покупали хлеб и выполняли, но и им в своих домах жить не пришлось. Помню такие случаи. Бригада активистов напьется самогона, наестся кулацкого сала, вызывают в штаб (были такие штабы на каждой улице) старика 78-летнего в холщовых штанах и заставляют танцевать под их балалайку с двухметровой доской — пятидесяткой на вытянутых руках и кричать: «Я злостно не выполнил хлебосдачу!» Танцевал до тех пор, пока не упал и потерял сознание. Другой случай. Женщину, босую, в одной рубахе, зимой вывели за поселок, дали кнут в руки и говорят: «Гоняй ветер в поле, раз хлеб не сдаешь». Активисты запрещали соседям обогреть выгнанных на улицу людей, угрожая самих выгнать.
В 1929 году согнали всех в коллективизацию без подачи заявления, забрали лошадей, инвентарь, с каждого двора собирали семена. Не помню, в каком месяце объявили распустить колхозы из-за головокружения Сталина от успехов. Люди на радостях потащили свой скот, инвентарь по домам, а тут сразу опять стали в колхозы писать. Многие стали сопротивляться, их зачисляли в кулаки и подкулачники, разоряли их дома, землю с посевами забрали в колхоз, и стали люди умирать поголовно.
* Обязательные поставки продуктов сельского хозяйства. Назначались зажиточным крестьянам при распределении поставок, приходящихся на все село.
4. В дни великого перелом;
97

После окончания четырех классов сельской школы, я поступил в 1929 году в комсомол, когда стали заставлять снова подавать заявления в колхоз, мне сказали в комсомоле: «Вступай со своей семьей, иначе и вас раскулачат». Я стал говорить со своей семьей, они все наотрез отказались. В семье были мать, 6 сестер и я. Я подал заявление от имени всей семьи и начал работать, а до весны уговорил остальных.
У нас осталась корова, которая весной отелилась и помогла нам пережить голод. В семье добавились еще два едока: моя сестра с мужем пришли к нам, так как их семью раскулачили и выгнали из дома. Сестре Марте предложили разойтись с мужем, тогда ей, мол, останется кулацкий дом, она отказалась, тогда ее тоже выгнали, и они оба пришли к нам. Теленок подрос до трех месяцев, пришлось зарезать, чтоб спасти свою жизнь. В то время давали два года тюрьмы, если кто теленка зарежет, но пришлось рисковать.
Весной нас работало в колхозе четверо. До вечера доработаем, бригадир дает справку, сколько заработал трудодней, на складе получаем муку, к этой муке добавляем чего-нибудь. Однажды мать говорит мне: «Сынок, понеси мяса на базар, продашь — купишь булку хлеба. Так хочется хлеба». До города Фастов было 18 километров. Утром пораньше отправился я на базар, раскрыл мясо, начал продавать, а люди говорят: это людское мясо. А мясо было со вчерашнего дня присолено и от соли почернело. Я испугался, думаю, заявят в милицию, меня заберут, и там, в милиции, я наверняка умру с голоду. Потому что я много слыхал: кто попадает, домой не приходили. Складываю свою сумку и домой. Смотрю, парень лет 18 — 20 схватил у бабки, которая продавала мясо, кусочек и убегает, а сам на ходу ест. Но он был пухлый, ноги, как колодки, не может убежать, упал, а бабка за ним с ножом в погоню.
Я быстрей оттуда уходить, и пока прошел 18 километров, то по дороге насчитал 13 мертвых. В нашем селе тогда 30 процентов людей умерло с голоду, а в Ковалив-ке, говорят, полсела вымерло. Я учился с начала 1933 года в Коваливке на подготовительных курсах ФЗУ. Однажды идем с товарищами, а на дороге лошадь павшая лежит, уже раздутая. Смотрим, три человека ее разделывают. Подходим ближе, один мужик лет 40 идет нам наперерез с ножом в руках. Мы подальше обходим. Он говорит: «Ребя
98

та, дайте прикурить». Мы говорим, что нет у нас спичек, а он за нами вдогон. Но мы были живее его, убежали, а он говорит: «Догадались, так — растак». Эта страшная голодовка, можно сказать, была искусственной, потому что год для урожая был нормальным, а отобрали все людские запасы, даже из горшков все повытряхивали.
1989 г. Т.М. Рихтик
Киргизская ССР, Сокулуцкий район
«На поле ходит огненный мяч...»
Близ дер. Семилович Рогнединского рика, Рославльс-кого окр., Западной обл., на поле ходит огненный мяч, величиной с футбольный мяч. Это очень удивило граждан дер. Семилович. Огненный мяч появляется кто говорит, с неба, а кто говорит около межника*, находящегося между нашими полями. Никто не знает, откуда огненный мяч появляется. Огненный мяч на поле появляется приблизительно в 12 ч. ночи. Население 3-х обществ чуть ли не все видело. Верующие крестьяне говорят: «Скоро бог будет издеваться над людьми». Молодежь не верит, но она видела своими глазами. Но меня поражает то, что это случилось не над крестьянской землей, а над артельской землей, где только закончилось землеустройство землемером Греновским. Вот почему это поразило граждан дер. Семилович.
1929 г. Колосков Ф.Д.
Брянская губ., Бежицкий у., пос. Вороново
«На трудодни не давали...»
Я рождением 1918 г. хочу написать, что я помню. В то время жили единолично, была земля, 2 лошади, корова у нас. Ну жили все по-разному, кто богаче, кто беднее. Не помню в каком году стали кулачить, забирать хозяйство и увозить людей, говорили на Соловки и Урал. Потом опять
* Знак в виде столба, обозначающий границу между земельными участками.
99

налоги, «комсоды»* какие-то были, ходили описывали за налог, забирали и переселяли. Потом начались колхозы, кто не шел в колхоз забирали мужчин куда-то, увезли с концами.
В 1932 г. единоличникам не дали свой хлеб убирать, заставили заскирдовать по всем дорогам. Милиция, комсомолия мотались, если кто намял колосков, вез домой, все забирали. И вот пришла весна 1933 г., у кого было доели и весной стали люди пухнуть и умирать. У нас отца забрали, мама и пять детей, и бабушка с голоду умерли, а хоронили без гробов, на кладбищах в канавах. Стал колхоз давать подводу, утром по улице едет, у кого покойник выносят на бричку, везут в канаву, хоронят. Я осталась одна да еще после тифа и пошла в колхоз работать и до сих пор работаю уборщицей. Да еще забыла. В колхозе в 1934 г. колхозников и единоличников описывали за налоги, даже из их сундуков платки-пушники на торги продавали. Хозяйства уже не было после 1933 г. Наш Ставропольский край, Буденновский р-н, с. Архангельское было большое село и опустошало, и кулацкие, и бедняцкие хаты повалились и сейчас еще много пустого места, когда поеду погляжу душа болит, где эти люди... На трудодни не давали, а жить надо было. Еще раз прочитала газету, там больше спрашивают за коллективизацию. Конечно, собрали сход, рассказали за колхоз, надо записываться, работать коллективно и все свое свезти в общий двор. Тут шуму было много и мужчины не хотели свое хозяйство отдавать и женщины кричали, коров жалко, а коров сперва, кажется и не брали у кого одна. Женщины активисты ходили по дворам, говорили: женщины, будут детясли, ваших детей нянчить будут, а вы работать будете. Так мамаши говорили, я своего дитя отдам чужой тетке, нет не дам, а мы следом ходили, слухали. За кулачество помню.
Насупротив нас жил Егор, Хвидарцевы по улишному, а писались Васильченко, их раскулачили даже и в сундуках одежду, шубы, тулупы, а потом приехала подвода, узелки погрузили и детей, родителей, из села много подвод, семей и повезли, сбегались провожать и родня и соседи кри
* Комитеты содействия, объединявшие крестьян с целью оказания помощи советским органам в сборе денежных платежей и заготовке сельскохозяйственной продукции.
100

ку сколько было много, повезли, говорили на Соловки и даже частушки пели: «Соловки вы, Соловки, лютые морозы, кулакам соловки, беднякам колхозы».
1989 г. Е.В. Шевченко
Кабардино-Балкарская АССР
«Пишет одну лошадь, а другую продает...»
На общем собрании постановили организовать колхоз. Организаторы колхоза сперва сделали заседание и наметили план, те кто не запишется в колхозы, тех будут выселять на плохие земли. Объявили на общем собрании об этом всем крестьянам. Испугались мужики, давай записываться в колхоз. Пишет одну лошадь, а другую продает, так же и корову. Вышли с собрания и ругаются и спрашивают друг друга о записи. Пусть они что хотят, то и над нами делают и если выселят в болото, то там с голоду умрешь, одна осока и кочка на кочке. Не мешало бы вмешаться властям и подтянуть тех, кто подрывает авторитет власти о поднятии хозяйства и также за запугивание и заманивание силой в колхоз. Здесь нужен подход другой, тогда и крестьяне пойдут добровольно. Были случаи, когда говорили, что если ты не пойдешь в колхоз, то мы твою землю отрежем и ты пропадешь от отчуждения. Нужно, чтобы крестьяне чувствовали, что колхоз освобождает от тяжелого труда.
1929 г. Корзин В.Г.
Уралобласть, Кунгурский окр., Ачитиск. р-н, Афанасьевский с/с
«Да здравствует правый уклон!..»
Наши округа — Смоленский и Сухинический — на базарах только и сбывают лишнюю скотину, она хотя и не лишняя, но боятся нажима, боясь остаться бедняками. Лошадей покупает Госторг за бесценок на колбасу. У мужика один лозунг: пей, все равно в коммуну загонят. И нет ни у кого охоты работать, нет настроения. В коммунах тоже скандал. Разве можно сейчас жить в коммуне, когда
101

отец с сыном не хочет вместе жить, а делится. Ну, хорошо, нынче хлебозаготовки нашли еще верхушку, а на будущий год и не думай, лишь бы был сегодня сыт. Ведь на государство нет ни у кого охоты работать. Ведь сейчас кто идет в колхоз? Тот, кто предвидит, что на следующий год ему разорение. А бедняка силком не загонишь в колхоз. Вот вам пример. У нас на выселках Никитине все середнячки охотно хотят идти в колхоз, а два бедняка не хотят, говоря, что им еще и так хорошо. Середнячки идут для виду. Все ожидают чего-то! Неужели так будет, наверное, переменится. Вы, товарищи, только строите крупное, а мелкого нет ничего. Крупное будет разрушено, так что, оказывается, напрасно мы эту передышку делаем. Живем очень скудно. Теперь примите во внимание то, что крестьянство озлоблено, что нет ему у вас поддержки. Вы думаете крепните этой политикой, но наоборот слабеете. Загляните в Донбасс, я только что был там и что там говорят рабочие, что нельзя жить при такой политике. Товарищи, я хорошо знаю, что за мое письмо меня заберут в каталажку. Да здравствует правый уклон, победа крестьянства и рабочий трудовик!
1929 г. Староватов Ф.С.
Западная область, Пвлин рик, д. Хотнетецы
«Едут ходоками искать лучшей жизни...»
В настоящее время свирепствует заразная болезнь, это распродажа крестьянского имущества за излишки, которая доводит людей до полного отчаяния. Этой болезнью кулаков страдает 10%, а остальные 90% середняки. Эти излишки хлеба налагаются с потолка, ни на чем не осно-ванно, а лишь бы придраться и разорить крестьян, потому что были случаи выплаты всех излишков, но на него снова налагалось и когда у него нечем платить — продают, выгоняют из дома. При продаже, когда тебя расхищают, ты молчи, а сказал что — и самого в тюрьму. И что же получается! Подходит его очередь идти на это сидение — ночью запрягает коней, сажает семью, берет что получше и «але», куда попало. Которым немного легче, те семью оставляют, едут ходоками искать лучшей жизни, чтобы потом переехать. А третьи, сидя на месте и заливая
102

горе вином, проклиная жизнь, законы, порядки и все, что хочешь, кричат — давай Чан-кайши.
1929 г. Пахольчук К.Т.
Барабинский округ, Купянского р-на, дер. Васильевка
«Самый лучший работник будет работать неохотно»
Каждый бедняк и середняк заинтересован в поднятии своего хозяйства, но не чужого. Если его загонят силой в коллектив, то самый лучший работник будет работать неохотно. В своем хозяйстве он в два раза больше работал. Теперь, если посмотреть, кто охотно идет в коллектив — никто. Даже и те не идут, которые проповедуют о коллективе. А если взять крестьян, то никто охотно не идет и если бы крестьяне знали, что советская власть будет все-таки хорошая, то не бывать ей и сейчас каждый крестьянин сменял бы любую власть, хоть буржуазную, но только не советскую. Я считаю, что ни в одном государстве нет такого насилия, как в Советском Союзе.
1929 г. (Анонимное письмо)
Сибирь
«Тов. Сталину надо самому выехать по Советскому Союзу и рассмотреть все, что творится...»
Вы хорошо пишите обо всем. У нас, дескать, в СССР все хорошо, строятся заводы, растет сельское хозяйство, крепнут колхозы и совхозы, но мы просим взглянуть во внутрь всего этого. Мы находимся в колхозе второй год. Был у нас недород и сейчас толпы оборванных, полуголодных людей весь день толпятся и просят одежды и хлеба. Находясь уже в колхозе, мы добили скотину, много подохло от бескормицы, остальная взята на мясозаготовки. Никто этого почему то не замечает. По газете жить можно хорошо, а на деле глянешь — жить нельзя: теперь колхоз «Красная заря» лошадей 70 штук погнал на про
103

корм в Саратов, дорогой некоторые лошади пали. Крестьянам больно смотреть на такие вещи. В Уральской области в животноводческом совхозе также дохнет скот по 50 — 60 штук ежедневно. Хозяйственники совхоза ходят — руки в карман — и говорят: «Что же мы можем сделать», а сами интересуются только хорошим жалованьем.
Товарищи, всему бывает конец. Нам пишут: кулак ловит каждую нашу малую ошибку, а разве это малая ошибка, когда колхозы и крестьяне остаются совсем без скота. Мы видим, как у крестьян бедняков и середняков отнимают последнюю овцу, а потом ее губят. Твердые задания даются беднякам, тащат последнюю телку. Люди дышат огнем, проклинают самого тов. Сталина, который создал эту скорбь.
На днях в Алгае голодные бабы и мужики взяли председателя за горло, просили хлеба. Председатель едва удрал. Мы видим с какой охотой бедняки и батраки вступают в колхозы. Их гонит туда небывалая, тяжелая жизнь. Бедняков и середняков гонят в колхоз небывалыми налогами и разными заготовками. Единоличники сознательно бьют скот и продают корм, инвентарь, а потом идут в колхозы. Вы говорите, нужно бороться с убоем скота, а почему раньше не били скот, особенно телят, разве крестьянин не знает, что прирезать телку, все равно, что сорвать зеленый арбуз, а все-таки сейчас режут, несмотря ни на что. Когда будут колхозы показательными, тогда крестьянин будет доверчив и он не убьет телку и если эти колхозы будут, как сейчас, то они провалятся. Поэтому не нужно разорять оставшиеся бедняцко-серед-няцкие единоличные хозяйства и загонять их этим в колхозы. Пусть они живут своим трудом, а когда они убедятся, то придут сами.
Потом говорят, мы насильно не гоним в колхоз, только на добровольных началах. Какая же может быть добровольность, если отнимают последние две овцы на мясозаготовки.
Нам, батракам, советская власть дала много хорошего — она охраняла наш труд. За деньги, которые мы зарабатывали, покупали сами, что нам было нужно. Сейчас же за деньги купить нечего. В кооперативе одни духи. Хлеб на рынке 20 руб. пуд, а в кооперативе его нет.
Нам же только и говорят — нужно переживать трудности, но так говорить можно сытому, одетому и обутому.
104

Французская революция длилась 30 лет, а если у нас и так будет, то совсем загонят крестьян. Крестьянам нужна жизнь и свобода, тогда и рабочие будут сыты и довольны. Крестьянам нужна земля, тогда и хлеб будет дешев. Мы видим, как на бойне бьют полудохлых верблюдов и везут кормить наших братьев-рабочих, этим отвратительным мясом, а два-три года назад наши рабочие ели самое хорошее мясо, но тогда крестьянин сам откармливал крупный скот, сбывая его государству.
Сейчас у крестьян-единоличников скот сытый, но его у него отнимают и губят. У вас же по газете все хорошо и все в порядке, а мы думаем, что в порядке только Москва, Кремль и тов. Сталин. Ему, Сталину, со всех концов СССР пишут, что все благополучно обстоит дело, а он верит и раздувает свое дело шире. Тов. Сталину надо самому выехать по Советскому Союзу и рассмотреть все, что творится, тогда и говорить, хорошо или плохо живем. Сидя в Москве легко говорить: у нас строительство, у нас рост, а у них, у капиталистов — кризис. Какое нам дело до капиталистов, когда мы должны смотреть на свое дело. У них кризис и у нас разруха и голод. Зерновую проблему говорят разрешили, а люди с голоду берут за горло ни в чем неповинных работников местной власти. Надо больше наблюдать свои прорехи, а не пялить глаза на чужие.
Тов. Сталин скажет, наверное, что это писали кулаки или подкулачники или еще кто-нибудь. Из нас наделали чуть ли не 100 классов, но мы открыто просим поместить нашу статью и сами подписываемся. Вы любите помещать статьи, в которых все благополучно, а такие как наша — нет, но мы настойчиво просим поместить.
1931 г.        с. Алтай, Новоузденского района
Нижней Волги колхозники Копылов, Глухов, Чуркин, Сусоев и др.
«Повторяют, как попугаи...»
Коллективизация проходит очень неряшливо, безмозгло. На место глубоко разъяснительной работы по коллективизации местами, чуть не насильно, без всякой глубоко-воспитательной работы, одним, двумя сходами устраиваются коллективы. Я наблюдал такую картину: пред
105

ставитель Туровской РККа* некто Еружнец берет слово на сходе и заявляет: «Кто не пойдет в колхоз, загонят его в болото, или пески и прочее в этом роде». Конечно, после такого выступления население посыпало в колхоз.
Но спрашивается, есть ли в этом должный эффект. Такие элементы, не считая их социальной подоплеки, будут коллективистами скороспелыми, подрывающими коллективы изнутри. Воспитательная работа ведется у нас тоже очень неряшливо. Агитаторы, все еще нисколько не готовясь к докладам, а надеясь на свои «ленинские таланты», повторяют, как попугаи: «15-й съезд постановил», «наша партия взяла курс на коллективизацию и индустриализацию» и т.д. и т.д. На одном, другом и на третьем сходе без конца повторяют одно и тоже, только с разными перестановками слов. Надо бросить этот дурной и ленивый метод. Надо начертить гражданам примерный производственный план коллектива в своих местных условиях и прочее в этом роде. Конечно, для этого требуется большая упорная работа, а нашим барам агитаторам не охота помозговать.
1930 г. БССР, Мозырский округ, избач
с. Вераснащи, член ВКП(б) Горбацевич
«Что дали земле, то и она им»
Я сам крестьянин, возрос на земле с 1914 года, все видел, все переживал, терпел, как над нашей кормилицей землей поиздевались и тогда, и в застойные времена. Но вернусь как было тогда, когда появились как называли их, «кулаки», и почему были бедняки. Были труженики, работали, вкалывали с темна и до темна в поте лица мозолисто, порою не доспавши и недоевши, трудились на матушке кормилице земле, не имевши наемной силы сами обрабатывали земли, за что земля платила отдачей, обильными урожаями росли и мужали крестьяне, хозяйства. А те кто рядом имели землю — лодыри, пьяницы, они ленились ее обрабатывать и участки зарастали бурьяном, травою. И эта категория оказалась в бедности, урожаев не получали, что дали земле, то и она им. Но кто трудился, рос
* Районная контрольная комиссия ВКП(б).
106

и наживал трудом, потом и мозолями и поимел хозяйство примерное, и имел кое-что показательное в хозяйстве.
1989 г. Г.П. Медведев
Брянская область, Почеп
«Крестьяне смеются, что вы так врете...»
Пишем от группы крестьян двух деревень Норино и Мехова — от 108 чел. Мы часто прочитываем газеты и очень нас заинтересовало, как иностранная буржуазия клеймит, якобы в СССР лесозаготовки добываются принудительным трудом. Но неправильно она пишет. Советская страна не станет применять принудительный труд. У нас только существует насильный труд. Пришлют повестку кубометров на 100. Крестьянин не успеет опомниться, а несут уж штраф от 50 до 1000 руб. Крестьяне истощали от налогов, которых не перенесть. Берут последних овечек, коров и сам может под суд в Соловки угодить, если к сроку не выполнить. Вот наша и свободная страна, а милиция не уезжает из деревень — все пишет протоколы, скот за штрафы берет. Наша советская страна получилась у атамана Аненкова. Тот в Сибири тоже как расправлялся с трудовым населением. Сейчас из домов выбрасываются полуголодные и полураздетые дети, плач и крики раздаются ужасные. Об этом значит дошли слухи и до иностранцев, которые стали тоже протестовать. Мы же даем им ответ, что у нас, мол, этого нет, у нас только добровольный труд. Зачем же врать. Крестьяне смеются, что вы так врете в своих газетах. Русские газеты поэтому назвать можно газетами лжи. Если у нас настоящего крепостного права нет, но зато ни в одной стране нет такого насилия, как в России. Кто бы ни приехал грозит нам тюрьмой и ссылкой. У нас не строится социализм хозяйственный, а у нас уже построен социализм тюремный, штрафов и насильного труда. Вот наш социализм. Просим пропустить наше это письмо в газету, но, конечно, вы эту правду не пропустите.
1931 г.
Крестьянка Лидия Зайцева от имени крестьян двух деревень
Почепского района Западной области
107

«Работать не хотели и не умели»
Первое, что осталось в моей памяти от раннего детства, — пожар. В ту пору мне не было и двух лет. Поздним осенним вечером, увидев в окнах напротив яркое зарево пожара, все мы — мать, бабушка, тетя, я и два двоюродных брата, которые были немного старше меня, уткнулись в окна и смотрели как горело гумно*. Отец, увидев пожар схватил что-то и убежал. Дядей в ту пору не было дома.
Гумно с ригой**, конечно, потушить не удалось, сгорело полностью. В гумне была конная молотилка и ручная веялка, что в ту пору особо ценилась. На другой день явилась милиция и забрала отца и еще четырех или пятерых мужчин, жителей Семенцева. (в Семенцево тогда было всего семь домов). Всех арестованных доставили в милицию и предъявили обвинение, что они, кулаки, сожгли гумно, и их будут судить. Но если они добровольно, здесь же, напишут заявление о вступлении в колхоз, то им все простится и их отпустят домой. Не видя другого выхода, все написали заявления и были отпущены.
Возвратившись домой, свели на общий двор коней, коров и другой скот. А также семена, фураж, плуги, бороны и все транспортные средства. Так начал свою жизнь колхоз «Победа». Но начало, правда, было раньше, за год до принудительного вступления в колхоз моего отца и других односельчан.
В 1928 году было отобрано все имущество и выселена семья Пейве. Глава семейства Вольдемар Карлович еще раньше был выслан на Урал и где-то погиб. (Вольдемар Карлович был отцом известных братьев — академиков, Яна Вольдемаровича и Александра Вольдемаровича Пейве, ныне тоже покойных.) После того, как была выселена семья Пейве, в дом вселилось три или четыре семьи бедняков с окрестных деревень. Завладели всем имуществом, скотом и землей, принадлежащей ранее семье Пейве. (Как они себя назвали колхозом или коммуной, я точно сказать не могу.) Руководителем у них была коммунистка — фанатичка У., почти неграмотная эмигрантка из Латвии (имени ее я не хочу называть по некоторым соображениям).
* Комплекс простых сооружений на крестьянской усадьбе для обмолота и хранения хлебов.
** Сарай для сухих снопов и молотьбы в зимнее время.
108

После одного года совместной «работы» скот они порезали и поели, урожая тоже не получили. Потому что работать не хотели и не умели. Ведь и до этого они имели свои земельные наделы, которые были запущены и заброшены. Оказавшись в безвыходном положении, пришли к такому «разумному» решению: если завладеют имуществом и скотом остальных «кулаков», — тогда уж заживут. Но в то время еще не могли насильно отбирать имущество. Нужно, чтобы «кулаки» вступили в колхоз, а они не хотят вступать. Значит, надо как-то принудить их.
И вот, у руководительницы этого «коллектива» родилась мысль — сжечь гумно, им же теперь принадлежащее, и обвинить в этом «кулаков». Сама же У. облила керосином солому и подожгла, о чем в последствии всем стало известно.
Через два года в колхоз вступили и жители других деревень, а при совместной работе в колхозных закромах появился хлеб, в хлевах — общий скот. Беднота решает: кулаки нам больше не нужны. И исключили «кулаков» из колхоза. Потом ходили по домам, как разбойники, и отбирали все подчистую, — домашнее имущество и одежду.
Хорошо помню, как ночью нагрянули к нам, когда дома не было мужчин (видимо, знали об этом), обобрали в комнате все, что приглянулось и покидали в кучу. Заставили мать открыть свой платяной шкаф, и все, что было там, также бросили в кучу. Но тетя не хотела открывать свой шкаф, и тут же у одного из «бедняков» появился топор — дверка шкафа вмиг слетела. Затем все погрузили на повозку и увезли. Вскоре всех «кулаков» выселили в другую деревню, в избушки «бедняков». А «бедняки» вселились в наши дома. Никому из выселенных не отдали из колхоза и тот хлеб, который они честно заработали. Выселенные наши семьи были обречены на голод. Помню, каким был тот горький хлеб, замешанный на мякине, да и того не вдоволь. А у нас была немалая семья: отец, мать, бабушка, и нас, детей четверо.
Дядя Август со своей семьей после выселения жил отдельно в другой избушке. Дядя Адольф уехал в город. Нелегким был для нас год проведенный в изгнании. Много сил потратил отец, чтобы вернули нам наш дом. Не один раз ходил пешком в Торопец (на поезд не было денег) к начальству и доказывал, что с ними поступили незаконно. Порой приходил в отчаяние. Ни мой отец, ни дядя, ни
109

другие жители Семенцева не были кулаками, да и не могли быть. И даже семья Пейве ничего лишнего не имела. Все они получили землю при Советской власти.
Все мои дяди были активными участниками революции и гражданской войны. Дядя Август Петрович Берзин — участник Октябрьской революции в Петрограде. Был какое-то время в охране у Ленина. А затем, до конца гражданской войны был на фронтах. От начала и до конца гражданской войны воевал и другой дядя — Адольф Петрович Берзин. Еще двое дядей погибли на фронтах. Отцу, Эдуарду Петровичу Берзину, не пришлось воевать. Призывался он в конце войны и полк, в котором служил отец, был в резерве.
До революции мои дед и бабушка с детьми, выходцы из Латвии, безземельные крестьяне скитались по России, нанимались в батраки и ничего не имели. Вернувшись домой после гражданской войны и получив землю, мой отец с братьями совместно построили дом, обзавелись хозяйством. Все семь семей села Семенцева вступили в кооператив, который назывался ТОЗ (Товарищество по совместной обработке земли). И через пять лет почти все хозяйства Семенцева оказались «кулацкими». А богатство моего отца и дядей состояло из двух лошадей, двух коров и мелкого скота. И одежду носили только домотканую. Так были ли они кулаками?
1989 г. А.Э. Берзин
Тверская область, Торопецкий район

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
СОПРОТИВЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
«Внутри страны, — против нас хитрейшие враги организуют пищевой голод, кулаки терроризируют крестьян-коллективистов убийствами, поджогами, различными подлостями, — против нас все, что отжило сроки, отведенные ему историей, и это дает нам право считать себя все еще в состоянии гражданской войны. Отсюда следует естественный вывод: если враг не сдается, — его уничтожают».
Максим Горький
«Лучше пропасть, чем терпеть злую напасть»
Пословица русского народа
Тема социальных конфликтов в ходе проведения «революции сверху» составляет довольно обширное «белое пятно» в отечественной истории. Всесторонняя, глубокая, подлинно научная проработка этой важной проблемы еще впереди. Сложностей здесь более чем достаточно. Пока еще исследователи не владеют достаточной базой документов и иных архивных материалов. Но и то, чем сейчас располагают историки, свидетельствует об остром противоборстве, массовых выступлениях крестьян против навязанной «сверху» политики сплошной коллективизации и раскулачивания. Причем острота конфликтов нарастала по мере отступления от принципов новой экономической политики, проще говоря — по мере «закручивания гаек» и «усекания» экономической свободы и самостоятельности крестьянского хозяйствования.
Массовую волну крестьянских волнений породили так называемый «хлебный кризис» зимой 1927 — 28 годов и
ш

последовавшие за ним «чрезвычайные меры». После нескольких лет нормального, естественного развития аграрной экономики в условиях рыночного пространства на крестьян была наброшена «военно-коммунистическая» уздечка.
Теперь о том, почему это произошло. На рынке, как известно, господствует закон стоимости: стоимость товаров определяется затратами труда, и товары обмениваются в соответствии с их общественной стоимостью, то есть на уровне общественно необходимых затрат труда. Производство товаров и их выход на рынок зависят в данном случае от того, насколько их цены совпадают со стоимостью. И только здоровая конкуренция между продавцами и покупателями регулирует отношения между ними, обеспечивает пропорциональное распределение общественного труда по различным видам и отраслям производства. Таким образом, пропорции при обмене товаров устанавливаются в соответствии с их общественной стоимостью.
Иные способы регулирования экономики выходят за границы действия ее законов. В дело вступают уже политические и силовые методы. Так и случилось зимой 1927 — 28 годов. Попытки ускоренного выхода на высокий уровень развития производительных сил путем «форсажа» индустриализации, да еще в замкнутых границах одной страны, неизбежно привели к волевому регулированию пропорций общественного производства, в том числе и к произвольным манипуляциям с ценами. Государство в поисках источников в который раз остановило свой выбор на крестьянах. Цены на закупаемый у них хлеб были установлены настолько низкими, что не только не обеспечивали доходности крестьянскому хозяйству, но просто подрывали основы его физического существования. Крестьяне стали сокращать продажу хлеба государственным заготовительным организациям, стараясь направить его на рынок.
И тогда руководство партии и государства пошло на «чрезвычайные меры». Что собою представляли эти меры? Из резолюции объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) от 11 апреля 1928 года: «Сюда относятся все методы, которые, ударяя не только по кулаку, но и по середняку, фактически являются сползанием на рельсы продразверстки, а именно: конфискации хлебных излишков (без всякого судебного применения 107 статьи); запрещение внут
112

ридеревенской купли-продажи хлеба или запрещение «вольного» хлебного рынка вообще; обыски в целях «выявления» излишков; заградительные отряды; принудительное распределение облигаций крестьянского займа при расчетах за хлеб и при продаже дефицитных товаров крестьянству; денежные выдачи по почтовым переводам, когда часть посылок выдается облигациями займа или другими бумагами; административный нажим по отношению к середняку; введение прямого продуктообмена и т.д. и т.п.». В принудительном порядке у крестьян было изъято около миллиона пудов хлеба.
«Чрезвычайщина» вызвала взрыв недовольства среди широких слоев крестьянства. Уполномоченные по хлебозаготовкам жаловались: «Каждый пуд хлеба в деревне получался с бою». Повсюду крестьяне прятали зерно в тайниках, названных «черными элеваторами». Во многих селах и деревнях возмущенные крестьяне поднимали бунты, нередко перераставшие в вооруженное сопротивление. Особой формой протеста явилось так называемое «самораскулачивание». Не выдержав насилия, тысячи и тысячи крестьян бросали хозяйство, землю и уезжали в города.
Наибольшего размаха крестьянское движение сопротивления достигло во время осуществления политики «ликвидации кулачества как класса на базе сплошной коллективизации». Оно стало приобретать организованные формы в виде повстанческих групп и организаций. В вооруженных восстаниях участвовали тысячи человек. Так, в Сибирском крае только с января по март 1930 года было зарегистрировано 65 массовых крестьянских выступлений. В Средне-Волжском крае в течение того года произошло 718 групповых и массовых выступлений крестьян, в Центрально-Черноземной области — 1170.
В Ставропольском округе, Дагестане, Средней Азии, Закавказье, Украине и многих других районах страны развернулось широкое повстанческое движение. Причем в массовых выступлениях почти повсеместно принимали участие середняцкие и бедняцкие слои. «Волнения, охватившие почти все районы Криворожского округа, — докладывал Я.А. Яковлеву ответственный работник Нарком-зема, — до сих пор не утихли. Меня крайне беспокоит то обстоятельство, что во время этих выступлений мы фактически остались с очень тонким слоем деревенского актива, а батрацкой и бедняцкой массы, которая должна
113

быть нашей опорой, не видели, они стояли в лучшем случае в стороне, а во многих местах даже в первых рядах всех событий».
Крестьянское сопротивление грозило сорвать «революцию сверху». Пожалуй, в феврале 1930 года на ее долю выпали самые тяжкие испытания. В закрытом письме ЦК ВКП(б) от 2 апреля 1930 года «О задачах колхозного движения в связи с борьбой с искривлениями партийной линии» внутриполитическая обстановка оценивалась вполне откровенно и трезво. В документе отмечалось: «Поступившие в феврале месяце в Центральный Комитет партии сведения о массовых выступлениях крестьян в ЦЧО, на Украине, в Казахстане, Сибири, Московской области вскрыли положение, которое нельзя назвать иначе, как угрожающим. Если бы не были тогда немедленно приняты меры против искривлений партлинии, мы имели бы теперь широкую волну повстанческих крестьянских выступлений, добрая половина наших «низовых» работников была бы перебита крестьянами, был бы сорван сев, было бы подорвано колхозное строительство и было бы поставлено под угрозу наше внутреннее и внешнее положение. Факты повстанческого движения под руководством контрреволюционных кулацких элементов в ряде округов Украины, в горских районах Северного Кавказа и в Казахстане с особенной силой подчеркивают опасное обострение политической обстановки в деревне».
На подавление крестьянских выступлений были брошены части ОГПУ, крупные подразделения Красной Армии при поддержке боевой техники. Восстания подавлялись беспощадно. Секретарь Центрально-Черноземного обкома ВКП(б) И.М. Варейкис докладывал Центральному Комитету: «С 17/XII—29 г. по 14/11—30 года по области зарегистрировано 38 массовых выступлений с количеством участников 25.170 человек. Подавляющее большинство массовых выступлений произошло на почве коллективизации и раскулачивания. Только в одном Острогожском округе с 12-го января по 14 февраля было 16 кулацких массовых выступлений, в которые разного рода провокационными способами, мерами и средствами кулаку удалось вовлечь часть середняков и даже бедноты, в особенности женщин. В отдельных местах толпы выступавших достигали 2 и более тысяч человек. Для подавления кулацких выступлений были приняты решительные меры.
114

Шесть кулацких выступлений в Острогожском округе пришлось ликвидировать при помощи вооруженной силы».
Участники волнений и восстаний арестовывались и заключались в ИТЛ*. В конце концов крестьянские выступления удалось погасить.
«Чтобы была свобода, а не такое мучение людей»
У нас сейчас проходит по всему Манчажскому району сплошная коллективизация. Но этот закон кто вырабатывал, того можно назвать безголовым. Ведь, товарищи, у нас над головой стоит война, ведь каждый день на Советский Союз нападают, белые банды. И вы, товарищи, еще заставляете идти в колхоз силой. Дескать, кто в колхоз не пойдет, того лишат прав и не будут ему давать никаких прав голоса.
Это, товарищи, в корне неправильно. В колхозе только жить служащим, а не нам крестьянам. Если нас всех силой погонят, то мы все единогласно пойдем на Советский Союз войной и будем завоевывать старое право. В колхозах живут так. Вот, например, наш колхоз «Красный луч» в с. Манча-же организовался еще в 1928 г. В нем 80 домохозяев. Там у каждого домохозяина отобрали коней и теперь они уже не свои. Был такой случай: один гражданин отдал своих лошадей в колхоз, бедняк, семья 7 человек, из них рабочих рук 2. Через 3 дня пришел просить лошадь: мне по солому съездить. Ему ответили так: теперь лошади не твои и ты их не поминай. На другой же день он взял самовольно лошадь и продал ее. На него за свою собственную лошадь подали в суд. Или так: придет колхозник по паек, ему, у которого семья 7 — 8 человек, дадут муки на квашню** ф.*** 25 — 31. Они ее с такой семьей съедят в сутки. Придет на другие сутки по паек, ему говорят, почему скоро сожрал, тебе сегодня еще пайка нет. И колхозник идет со слезами домой, а дома ребята с голоду помирают, ревут как волки. Вот что строит советская власть.
Но мы, партизаны, которые ходили завоевывать советскую власть, не хотим этого. Мы завоевали свободу и
* Исправительно-трудовой лагерь.
** Деревянная кадка для теста.
*** Фунт — русская единица веса, равная 409,5 г.
115

для нас чтобы была свобода, а не такое мучение людей. Мы и сейчас готовы идти с винтовкой в руках, если же нас будут угнетать и морить с голоду, мы, партизаны и граждане с. Манчаж и всего Манчажского района, не хотим этого. Если же нас, бедняков и партизанов, будут силой гнать в колхоз, то мы спалим красным петухом все колхозские дома и все колхозное богатство. И не только спалим ближайшие колхозы, но и поедем дальше, где есть крупные колхозы, жечь их. Ведь война над головой, а вы все еще делаете такие вспышки. Пускай существуют те колхозы, в которые вошли люди добровольно, а не силой загнанные в колхоз. Даешь нам свободу, которую мы завоевали, а иначе жжем колхозы и идем на них войной.
1930 г. Симаков П.М.
Уральская обл., Кунгурский окр., с. Манчаж
«Массовый бунт крестьян»
У нас происходит массовый бунт крестьян с требованием надела земли и отказ от колхоза. Так что у нас еще влияние кулака есть. Хотя и разоблачаем, но ничего не выходит.
1930 г. Солодовников А.Н.
Кубанский окр., ст. Уманская
«Появились машины с военными... послышались выстрелы»
30-й год, февраль. Общее собрание. На трибуне выступает человек высшего ранга. Речь шла в повышенном тоне о преимуществе колхозного строя. В конце речи объявил голосование, сказав: «Колхоз добровольный, кто против колхоза, тот против Советской власти». Против подняли семь стариков.
Сплошная коллективизация. По дворам актив забирал сельхозинвентарь и семена. Свозили на общий двор. После этой операции на улицах стали собираться десятки женщин и тащили обратно по дворам инвентарь. Мне вме
116

сто одного притащили два плуга. Дней шесть сельсовет был атакован женщинами, которые требовали освобождения арестованных. На седьмой день появились машины с военными — вооруженными солдатами по форме НКВД*. В то время в сельсовете да поблизости было много женщин, послышались выстрелы.
1989 г. Д.И. Сторчак
Краснодарский край, Красноармейский район, станица Ст. Джерелиевская
«Был пущен пулемет на крестьян»
Письмо тов. Сталину от крестьянина-бедняка дер. На-деженки.
Надежинск. с. с. Муромцевск. р. Барабинского окр. Сиб-края.
Фамилию не укажу, потому что вскроют здесь письмо, меня лишат жизни. 26.IH.30 г.
Вот что у нас получилось. Гнали в колхозы насильно, а если кто не шел, высылали. И вот стали высылать даже бедняков в с. Кондратове, Тарлюках, Бохмацкой, Берго-мате, Лесине и Маломуромках и Разанях. Вот что получилось с отправкой последней партии высылаемых, можно сказать, середняков и бедняков, не вошедших в колхоз. При 45 градусном морозе восстали крестьяне этих деревень все поголовно, даже те, которые были позагнаны в колхозы, и пошли не давать высыльных. Вооруженный бой был в Кондратове, 6 убитых крестьян; в Разанях 50 убитых крестьян и 12-м отрядом, что шел разгонять крестьян, был пущен пулемет на крестьян. Сейчас около 1.000 крестьян арестованы в селе Малокраснояр и на допросы. Мрут от голода и жажды. Даже воды и то мало дают. И это всем крестьянам видно, и это наделал начальник Муром-цевской милиции Яковлев. Он и сейчас говорит: «Кто не в колхозе, уходите туда, где медведи», и еще какой то именует себя ленинградским рабочим. «Всех, — говорит, — сошлем, кто не пошел, и сеять не дадим».
* В начале 30-х годов — ОГПУ.
117

Сейчас идет такое же восстание в Седельниковском районе, Омского округа. У нас сейчас без пропуска ни шагу. Ожидаем весны, как смерти, не знаем, за кого и говорить. Я в колхозе сейчас, но загнан силой и как у нас колхозы, то лучше на Соловки. Если вам дорога власть и крестьянин, то срочно командируйте из центра людей, преданных Ленину, и тогда можно ожидать лучшего, а если этих погубят, то каждый скажет, что нам крестьянам этого не нужно. Пожалуйста, войдите в это дело.
«Было восстание крестьян»
В ст. Темиргоевской, Армокруга, Кур. района, 14 января было восстание крестьян. Восстание произошло от того, что проходит сплошная коллективизация. В станице было еще весной организовано 20 колхозов, которые существовали. Зашло дело так, партячейка наметила единый колхоз — «Гигант». Многие члены партии говорили, что нужно этот план проработать в колхозах, которые существовали, а тогда и с середняками. Партячейка с некоторыми коммунистами не посчиталась, а пошла прорабатывать в группы, где сословие крестьян разное, и когда собрали общее собрание rp-н, не объяснив гр-нам, что такое колхоз «Гигант», а сразу должны все быть в колхозе «Гигант». Тут пошла волна: много было на сходе кулаков и зажиточных. Всех членов партии и комсомольцев и общественников трясли за грудь, давали пощечины комсомольцам. ГПУ с трибуны стащили, одежду порвали. Выезжал конный эскадрон, но крестьяне его загнали камнями во двор, была полная анархия. По рассказам есть вина партячейки, что кулак настроил массу, что партячейка сама призналась. Секретарь — человек новый, московский т. Андреев хорошо еще не ознакомлен. По моему, там слабая ячейка ВКП(б). В данное время все спокойно, когда больше партячейка растолковала населению, то идут в колхоз без сопротивления. И намеченный план второй проходит в жизнь. Я ездил в эту станицу на каникулы.
1930 г. Москва,
рабфаковец Кузнецов
118

«Власть решила стрелять в толпу...»
Председателю В ЦИК РСФСР
Товарищ Калинин, известно ли Вам о тех перегибах в коллективизации крестьянского хозяйства, которые имели место на Кубани в станице Нововеличковской, где работники по коллективизации применяли метод запугивания, высылку, нагайки, приклады и стрельбу в крестьян.
Организовав колхоз, местные работники взяли курс на командование работами, а не на организацию их. Командуя, они не учли местных бытовых особенностей и на третий же день работы в станице вспыхнуло женское восстание. Женщины не пускали мужчин в поле и сами разобрали лошадей из колхозных конюшен к себе на дом.
Организаторы не сумели подойти к этому вопросу и разъяснить населению его ошибки, а начали дело арестами зачинщиков. Такой подход еще больше взвинтил женщин, и они, собравшись у школы, где находилась администрация колхоза, начали требовать, чтобы арестованных освободили. Администрация упорствовала, а толпа наседала, требуя освобождения. Чтобы разогнать женщин, администраторы решили взять их на испуг и сделали девять выстрелов вверх, но женщины не расходились. Наступала ночь, администрация струсив, освободила арестованных.
На второй день женщины собрались у исполкома, требуя расформирования колхоза. Местные власти не нашли ничего лучшего, как применить грубый разгон толпы. Для этой цели вооружили красных партизан и комсомольцев, посадив их на лошадей. Эта мера успеха не имела, так как она только раздражала население. Пришлось вызывать из г. Краснодара милицию, которая, приехав на грузовике, начала совместно с комсомольцами и партизанами разгонять толпу: били нагайками, прикладами, направляя автомобиль на толпу, пытались давить ее. Но когда и эти меры оказались бессильными разогнать толпу, тогда увлекшаяся власть решила стрелять в толпу, в результате чего было убито пять человек и несколько человек ранено.
На третий день пахарей выгоняли в поле прикладами и нагайками. Все эти сведения мною получены от корреспондента, наблюдавшего эту «коллективизацию».
Прошу произвести расследование, так как колхоз этот уже распадается: 2000 хозяйств подали заявления о выходе. Создается такое впечатление, что дело коллективиза
119

ции попало во враждебные руки, прилагавшие все усилия к тому, чтобы испортить его, повредить этой идее.
С товарищеским приветом (подпись неразборчива. — Авт.).
Кубанский округ, Краснодарский район, станица Нововеличковская 1930 г.
«Выйдите за кремлевские стены и посмотрите на ваши плоды...»
Уважаемые товарищи, но враги русского народа! Выйдите за кремлевские стены и посмотрите на ваши плоды: всюду стон и насилие ваше, гнет и бесправие, правительственный большевистский обман и мошенничество. Всюду голод, нужда, нет хлеба, нечего одеть, поесть, обуть. Государство в полном разорении. Где ваше равенство? Партийный, союзный, бессоюзный и лишенец. У лишенца отнято всякое существование, у него отнято всякое право к существованию, он хуже зверя. И это за то, что имел две коровы или торговал по вашему закону. Это в социалистическом государстве! Такого рабства не было в древнее время. Беспартийному никуда не пройти — всюду хулиганы и глупцы комсомольцы. Везде большевистская провокация, везде контрреволюция. Какой-то контрреволюционер придумал середняка, кулака. Боясь попасть в кулаки крестьянин продает последнюю корову. С насильным загоном в коллектив разорили страну в корне. С каждым годом от голоду умирают до 30%, за 5 лет подохнут 50%, а лишенцы подохнут в этом году. На рынке не снижение цен, а спекуляция. Пайка трудящемуся нет, а за 2 р. 50 к. кило сахару можно, по три рубля за метр мануфактуры можно. Мошенничество!
Пятидневка несет ущерб стране: расход по замещению, топливо, износ машины. Рабочий не имеет отдыха и общения с товарищами. Уничтожить пятидневку.
Выдвиженец вредит, а после вы ищите вредителей, убиваете правого. Долой выдвиженца. Где ваши советские выборы по Конституции? Вы самоуправно захватили власть.
Вы побираетесь у рабочего по рублю, просите в сберкассу. Позор! Платите царские долги глупцы, а то деньги возьмут и вас побьют.
120

Сделать перевыборы советов с вами вместе, но не по-большевистски, а закрытые, чтобы кто-кого хотел, того и писал, никаких выборных комиссий, само собрание выдвигает, закрыто голосует. Чтобы беспартийных было не меньше 70% и во власть избирались не моложе 30 лет.
Долой все насилия и вымогательства, кустарю полная свобода!
Лишенец избирает, сам может быть избран. Лишенец может поступать на службу и паек ему дать. Выборы обязательно закрытые.
Долой паразитов выдвиженцев-администраторов! Администрацию сократить — тут большая экономия будет, низшим служащим увеличить жалованье, а администрации снизить. Пятидневку долой!
Полная амнистия, чтобы в день праздника все тюрьмы свободны от заключенных. Вы поездами возите на Север, по ночам по улицам Петрограда пройти нет места, когда выгоняете лишенцев. Никакой привилегии партийцам! Полное равенство! Долой сословные преимущества. Мы сами партийные, но не хотим жить обманом.
Надо делать по программе и Конституции. Вы же пишите одно, а делаете другое.
На суде наказание и взыскание одинаково для всех. Долой справку, что имеешь партийный билет или нет!
А вы сойдите с арены власти, вы глупы, вам подсовывают контрреволюцию, а вы не понимаете. Мы истинные социалисты, начинаем действовать.
У вас закона нет, всюду грабеж. Вы за 12 лет показали неспособность в делах правления, уйдите. Мы терпели, довольно, начинаем действовать, мы хотим жить.
Делайте как мы предлагаем, или вам смерть. Теперь мы не одни, с нами весь народ. Вы только отнимаете, а   -ничего создать не можете.
1930 г. Анонимное письмо
«Для раскулачивания... привлечен вооруженный отряд»
Для раскулачивания в Кадникове (Вологодский округ) был привлечен вооруженный отряд вневойсковиков из 100 человек.
121

На улицах были поставлены пикеты и все дороги закрыты. Раскулачивание, как бандитский налет, провели ночью; имущество, отбираемое без всякой описи, расхищалось. Мелкий скот тут же ночью кололся и отправлялся в кооператив на продажу.
В числе раскулаченных оказались школьные работники, середняки, рабочие с 25-ти летним стажем, работающие на сухонских фабриках. Были раскулачены семьи красноармейцев и даже агент уголовного розыска. В Рабангском сельсовете уполномоченный рика Напольный арестовывал бедняков и середняков, запугивал выстрелами из нагана. Бригадир Ромашин отбирал яйца, мед и другие продукты и делил их между «руководителями» раскулачивания.
Неслыханные извращения политики партии и власти в раскулачивании привели к тому, что весь Свердлово-Сухонский район и Кадниково заразились мародерством. Имущество раскулаченных в открытую продавалось на вологодских базарах.
На днях все руководители Свердлово-Сухонского района предстанут перед судом. В числе обвиняемых — десять членов партии и одна комсомолка. Большинство из них были непосредственными исполнителями или руководителями грабежа, мародерства и насилия в Свердлово-Су-хонском районе.
1930 г. Б.
«Голодный бунт»
8 июля в городе Бердянске Мариупольского округа был голодный бунт, побиты стекла в горсовете, избит сотрудник, пытались найти председателя горсовета, но тому удалось скрыться. Никаких мер не принимают для урегулирования снабжения питанием местного населения, которое находится в ужасных условиях. На местном рынке цены бешено растут, так сегодня 8 июля бутылка подсолнечного масла стоит 5 р. 50 к., пучок луку 35 к.. Так цены поднимает уважаемая беднота, приезжающие больные на курорт в полном смысле голодают. Мелких денег нет. Оповестите об этом кого надлежит.
1930 г. Остафьенко
Сталино, шахта № 7
122

«Было восстание крестьян»
Разве допустимо издевательство над середняком из-за того, что он не вступил в колхоз и бить его так, что ребра вылетают, и человек лежит при смерти. Секретарь партячейки на это ноль внимания, хотя и педагог. А председатель сельсовета, он же и член партии, наганом ребра людям выбивает. Прошу выслать из ЦК комиссию для расследования всех перегибов, ибо здесь до этого было доведено, что было восстание крестьян.
1930 г. селькор Бойко
Украина, Сумский округ, Визовский район, село Ульяновка
«Движение переходило из одного района в другой»
Антиколхозное движение (условно так назовем) началось в Джалал-Абаде (Южная Киргизия), перекинулось в пограничные районы Андижанского округа, докатилось до Андижана. Одновременно происходило то же самое в Кокандском округе.
Характер этого движения можно видеть по событиям в самом Андижане. Сюда 9—10 марта одновременно, по-видимому по предварительному сговору, нахлынула толпа сельского населения 18-ти кишлаков — Пригородного, Исбасжидского, Ассакинского и других районов, — подошла к зданиям окружкома партии и окрисполкома. Главари этой толпы поставили целый ряд контрреволюционных требований. Главнейшие требования: 1) дайте свободу торговли; 2) восстановление в правах лишенцев; 3) восстановите калым; 4) верните переселенцев и освободите арестованных; 5) организуйте колхозы только добровольно; 6) отмените карточки (заборные книжки);
7) не делите нас на бедняков, середняков и кулаков;
8) дайте нам возможность сеять то, что хотим.
В некоторых районах до этого, а в других после этого, состоялись такие же демонстрации. Вернувшийся сегодня из Ассаки работник рассказывает, что и там собралось несколько тысяч человек. Предъявив те же самые требования, что и в Андижане, они стали расходиться по своим кишлакам.
123

В Курган-Тепе собравшиеся потребовали у старшего милиционера список лишенцев. Получив отказ, они схватили его и убили. Во всем этом, прежде всего, поражает то, что лозунги всюду одни и те же, с небольшими вариациями и носят клерикальный* отпечаток. Во-вторых, всякое выступление, в том числе и самые поздние, застают местные организации врасплох. Сегодня в Андижане существовало мнение, что в Шаритане и Ассаке спокойно, а к концу дня выясняется, что там происходила одна из наиболее многолюдных демонстраций. Последнее обстоятельство объясняется, по-видимому, с одной стороны, получившим здесь права гражданства очковтирательством и невнимательным отношением к настроениям населения, с другой — большой конспиративностью, соблюдаемой организаторами демонстраций.
У меня создалось впечатление, что местные органы недооценивают происходящих событий. Сейчас из Андижана и Коканда выехало очень много (почти все) работников в районы. Поехали переключать на посевную и как будто признают это всеустраняющей мерой. Мы, мол, ошиблись, круто повернули с коллективизацией, теперь бьем отбой, крестьяне на этом успокоятся и конец конфликту.
Такой упрощенческий взгляд на события, по моему, очень опасен и может привести к весьма серьезным последствиям.
Конечно, в основе движения лежит протест байства и мулл против сплошной коллективизации, связанной с раскулачиванием, а также протест бедняцко-середняцких слоев на административный нажим и прочие большие перегибы, допущенные при коллективизации. Но по лозунгам, форме и размаху движение вышло очень далеко из этих рамок.
Заметьте, движение переходило из одного района в другой. 18 кишлаков, вернее представители 18-ти кишлаков разных районов одновременно сошлись в городе и согласно поставили список требований. Лозунги всюду почти одни и те же. Лозунги эти повсеместно носят на себе клерикальный отпечаток. Повсюду местные органы застигнуты врасплох. Не только местные работники проглядели. Здесь подолгу жили Ф. Ходжаев, Ахун-Бабаев и целый ряд других республиканских работников. Все это
* Религиозный.
124

наводит на мысль, что какой-то единый центр, если не руководил, то, во всяком случае, дал толчок движению. Не происходил ли где-нибудь съезд духовенства или влиятельных баев? Во всяком случае, как говорят сидевшие в кишлаках работники, кое-где ловили наездников, забравшихся по неизвестным причинам из других районов. Поразительны также два совпадения:
1. Выступление в Ферганской долине по времени совпадает с поповским антисоветским движением за границей.
2. Перед отъездом из Ташкента я прочел перевод статьи Мустафы Чокаева из Яш-Туркестана, в которой он призывает бороться с хлопком (?).
Вам, быть может, не понравится, что я много останавливаюсь на своих соображениях и скупо описываю события? Делаю я это потому, что повсеместно события развертывались по одному и тому же шаблону. Следовательно, достаточно ознакомиться с Чуст-Папом, чтобы иметь представление о Болычки, Джалал-Кудуке и т.п.
До сегодняшнего дня я побывал в Мирзачуле (раскопал там один приличный русский колхоз), в Коканде, Чуст-Папском районе, в Куве и сегодня утром приехал в Андижан. Завтра утром еду в Избакастан, оттуда на злектрооро-шение и в семхозы. О положении в других районах я информировал. И личное ознакомление и информация позволяют мне прийти к заключению, что сплошная коллективизация в Ферганской долине провалилась во всех (13) районах, кроме Кувы, где подошли к этому делу умело и осторожно.
Второй вывод: вся Ферганская долина не готова к посевной кампании, несмотря на то, что через четыре дня начинается пахота.
Все занимались коллективизацией и никто подготовкой к посевной. Хорошо, что здесь много хлеба, но и тут напортили, несколько раз меняли установки насчет дифференцированного хлебоснабжения, чем задерживали выдачу. Вчера и позавчера хлеб стали выдавать. То же и с промтоварами.
Крестьяне не заражены производственными настроениями, как это должно быть: не везде везут на поля навоз.
Особенно плохо в бывших районах сплошной коллективизации. Там аппарат не подготовлен и настроения плохие.
1930 г. г. Ташкент.
Корреспондент газеты «Социалистическое земледелие»
125

«Было вооруженное восстание...»
В Карачаевской автономной области было вооруженное восстание, организованное кулаками, белыми офицерами. Ими было занято несколько больших аулов, они продержали фронт до 27.VI-30 г. 8 дней. Когда приехали красноармейцы, восстановили власть и стали разбираться в чем дело, почему присоединились к банде бедняки, середняки и батраки и некоторые комсомольцы, то выявилось, что административным порядком писали в колхозы бедняков, закрывали мечети без согласия населения, комсомольцы ходили в мечеть и издевались над верующими, накладывали налоги, лишали права голоса бедняков и середняков. ЕПО* не отпускало сахара и других нужных продуктов, если не вступали в колхоз. Было много раскулачено середняков. В госаппарате сидели чуждые люди, искривляли линию партии. Обком гнался только за количеством. Офицеры, кулаки, князья, помещики, купцы использовали этот момент и подняли всех бедняков и батраков и середняков к вооруженному восстанию. По усмирению восстания стали проверять: кто же был избит? То оказывалось, что ни одного бандита-главаря не было убито, а только одни бедняки и середняки, темный обманутый народ, который обманули белобандиты.
1930 г. Величко
Карачаевская автономн. область
«Начались аресты»
У нас не было переправы через Волгу 2 недели, одну неделю из-за бунта, а другую из-за льда, погоды.
Бунт вышел на почве неправильного раскулачивания. Много семейств раскулачили, отобрали у них дома, скот, имущество и самих повыгоняли из домов. Потом было общее собрание о весеннем посеве. Постановили на другой день записываться всем в совете, кто сколько будет засевать и получат семена.
* Единое потребительское общество— Кооперативное объединение, занимавшееся закупкой товаров и их реализацией среди своих пайщиков.
126

И вот прошел день, другой, третий — никто не идет записываться и не хотят пахать. Тогда начались снова аресты тех лиц, которые выступали на собраниях. И вот 20 марта утром я пошла на базар, а там идет толпа народа и кричат: «Неправильно делают, кругом обман!» И все с Верхнего края идут по улице и встали около вала не доходя до Белой школы. Солдаты не пускают дальше идти и говорят: «Разойдитесь!» Но народ гудит: «Звони в колокол, зови народ, и надо делать собрание, пусть решает народ, сажают бедняков и середняков». Тогда приехала пожарная часть и стали водой разгонять, но толпа кинулась к насосам и хотела порезать шланги, но тут не дали и стали стрелять в воздух, но одного убили, это Шагина Петра — рыбака, потом разогнали толпу и пошли к церкви и там стали стрелять в тех, кто звонил. Потом разогнали и начались аресты. Натаскали полную тюрьму и поставили военное положение. Пришли автомобили, по Волге пришел ледокол и 2 баркаса с партизанами и конница, и все рассеялись, а арестованных отправили в Астрахань.
1930 г. Назарова
г. Тверь.
«Отряду пришлось выезжать и уничтожать кулаков»
У нас было кулацкое восстание от нашего города в сорока верстах, так что нашему отряду пришлось выезжать и уничтожать кулаков. Кулаки наделали баррикад, накопали канав, сделали проволочное заграждение и т.п., чтобы нельзя было к ним подойти. Кричали долой совет и коммунистов, да здравствует царь Николай и ранили наших пять пограничников, убили комсомольца, разграбили коллектив, избили председателя и ждали с румынской стороны банду на подмогу. Но наш отряд действовал как следует и отправил их в Одессу около 1000 человек.
1930 г. Пяткин
Молдавская АССР, г. Тирасполь, 25 войск ОГПУ
127

«Много повстало крестьянских сел...»
В приграничной полосе Волыни и других местах Украины много повстало крестьянских сел против коллективизации и раскулачивания. Во многих случаях приходилось выставлять против них войска и пускать в ход оружие, были жертвы.
Середняцко-бедняцкое село оказывалось пострадавшим на 40 проц., много попало середняков, имеющих 2—3 гект. земли на 6 — 8 едоков. Годовой доход этого хозяйства не превышает 300— 400 руб., хозяйство описывается и продается, благодаря местным головотяпам. Всякие обжалования дальше их же (РИК) не идут, да и высшие органы целиком ссылаются на местные власти. Приходит представитель рика и чисто административно проводит собрание. Решают вопрос о переходе села на сплошную коллективизацию и ликвидацию кулацких хозяйств. Были случаи, когда село, состоящее из 400 — 500 человек на собрание являлось 60 — 80 человек, при голосовании таких вопросов было за 8 — 10 человек, против, конечно, никто не осмеливался. Представитель возвращался к органам, его уполномочившим с резолюцией: общее собрание села единогласно постановило перейти в коллектив. На следующий день всяких представителей встречало и провожало камнями и палками, началось преступное уничтожение скота, овец, свиней, хлеба и проч., продают, убивают, дарят и проч.Были случаи, когда целиком пропивают хозяйство и идут по миру, и даже на самоубийство.
На границе участились случаи бегства крестьян за границу. Крестьяне кричат: «12 лет власть была за нас и мы за нее, а теперь пусть все у нас заберет, отдадим, сами пойдем в Польшу и будем воевать с большевиками. Кулаков ликвидируют, а бедняков жизни лишают, в коллектив не пойдем».
1930 г.
Село Вороновцы, Теофипольского района, Шепетовского округа, на Украине Базалюк М.С. крестьянин, член ЛКСМ
128

«Сибирь восстала»
Сибирь восстала. Положение такое создалось, какого еще никогда не было. В Шиткинском, Тайшетском районах идет восстание. Вот-вот дожидаются восстания в Тасеевс-ком районе, куда послано 16 человек организаторов восстания. Числа 30 июня или 1, 2, 3, 4 июля назначено восстание в одном километре от г. Канска. В с. Канско-Перевоз восстание, коммунисты все как есть мобилизованы. Местные власти стараются все это держать в тайне, между прочим весь народ все знает. Настроение как у рабочих, так и у крестьян возбужденное. Надежда только лишь на партийцев и комсомольцев, но есть случаи, когда партийцы и комсомольцы перебегают на сторону восставших. Рабочие и служащие также недовольны. Мука стоит 25 р., что никогда еще такой цены не было. Ставки сезонным рабочим снизили против прошлого года. А жизнь во много раз стала дороже. Продуктов сезонным рабочим никаких не дают. Рабочие также поговаривают насчет забастовки, кроме того дожидаются восстания или войны, чтобы получить и идти выбить всех коммунистов, а потом идти защищать власть.
Нажим над крестьянами сейчас такой, какой был при помещиках, добровольности нет никакой, а все принуд. Разве мыслимо такое. Из Минусинского округа из одной деревни высылают по 200 семей «кулаков», которым не дают ничего работать, а также и не кормят совершенно. Ежедневно в каждом в отдельности участке вымирает по 10 детей и взрослых. А из всех сосланных очень и очень малый процент кулаков, так как кулаки настоящие были раскулачены еще в 28 — 29 гг. Сейчас проводится контрактация скота, где у крестьян забирают последние коровенки. Уполномоченных разные организации посылают только лишь бы отвязаться, которые никогда газет не читают, а приезжая на места врут-врут, чем озлобляют только крестьянство. Сейчас под совхозы отрезают земли, а крестьян выселяют на неразработанные земли. Все говорят о том, что во всем виноват Сталин и открыто говорят, что Сталина надо убить...
Кроме того центральным органам известно положение в г. Канск (Сибирь), но ничего не принимают. Сейчас нужно срочно выслать правительственную комиссию и старых руководителей партизанских отрядов, которые бы разъяснили крестьянам. Братья Яковенко руководят парти
5. В дни великого перелома
129

занским отрядом восставших. Прошу принять мое письмо со всей серьезностью, иначе каждый день промедления очень дорого будет стоить.
1930 г. Писал партиец
«Отряд без всякого повода стал стрелять по народу...»
Прошу разобрать мое заявление о нижеследующем. В первой половине февраля месяца при нашем сельсовете начал организовываться колхоз, под угрозой раскулачивания, высылки в Сибирь, лишения голоса и так дальше. Тут же начали объединять инвентарь. Когда же из центра последовало разъяснение, то народ стал разбирать свои плуги. А партийцы-карьеристы начали ездить в РИКи требовать карательный отряд. Но отряд не приезжал, так как ему тут делать нечего. Но когда наши карьеристы стали требовать это еще настойчивей, что и было выполнено: прибыл отряд в количестве 50 человек и тут же начал собирать плуга, стали ломать дворы, замки, треск только идет. Одна женщина не сдает свой плуг: она вместе с дочерьми легла на плуг, а ее стали бить прикладом. Начали кричать, а народ стал выглядывать из дверей, и некоторые женщины по две и три стали смотреть, что творится в свободной России. Но отряд без всякого повода стал стрелять из винтовок по народу.
В это время моя дочь, Александра Васильевна Фатюшина, 17 лет стояла вместе с подругой Елизаветой Ильиничной Фадеевой, и пуля на вылет прошла сквозь грудную клетку и в легкие. Хотя врачом рана была залечена, но в середине снова получается загноение.
Товарищи! Допустимы ли такие поступки? А виновники этого после перестрелки скрылись безнаказно.
Прошу разобрать мое заявление и виновных привлечь к строгой законной ответственности. Этого дела были свидетели: Елена Родионовна Фадеева, Иван Михайлович Саухин, Пелагея Федоровна Бирюкова.
1930 г. К сему В. Фатюшин,
гр-н дер. Ново-Михайловки, Лесковского с/совета,
Красно-Зоренского р-на, Елецкого округа
130

No comments:

Post a Comment