Wednesday, June 25, 2014

7 Н.В.Тепцов В дни великого перелома


вопросов, собирает заседание сельсовета, а те ему, да поскорей и начнут мять, кое-как скомкают и проводят в жизнь. Я ото всей души говорю, потому что видел и слышал и говорил, делал замечания. 3) Основной вопрос, что очень бывают неграмотные они председатели, политически и вообще, плохо справляются с бумагами. 4) Люди это большинство беспартийные, легко попадают в лапы кулаков.
Вот основываясь на этих мною выложенных фактах, я как рабочий ткацкой ф-ки им. Волкова хочу поделиться или вернее дать следующее предложение.
Тов. Сталин, может быть, я глубоко ошибся, то уверяю вас, кроме меня и вас никто не будет слушать и знать эти предложения.
Нам рабочим, как руководящему классу, нужно выдвигать из своей массы на руководящую работу в деревню председателей испытанного тов. партийца, показавшего себя в работе. Почему это так. Он будет специально заниматься этим делом, будет иметь отдельную квартиру или дом, в котором и будет заниматься и к которому будут ходить крестьяне и обсуждать свои незадачи.
Оплата будет производиться или ф-кой или заводом, который его пошлет, рабочие охотно пойдут на это дело.
Сельсовет будет избираться, как и избирался и уверяю вас, если хороший будет председатель, то и он среди членов поставит работу и те директивы, которые будут ему возложены, как коммунистической партией, так и рабочим классом, будут без колебания выполняться.
Вот и все, еще раз прошу я вас, если я ошибся, то это больше никто не будет знать, с вашей стороны должны быть поправки, но ведь тот не ошибается, кто ничего не делает.
С комсомольским приветом
Аф. Михайлов Гусляков
ком. ст. с 25 г. № чл. билета 200103
Буду ждать ответа.
Адрес: Нижегородск. ж.д
гор. Орехово-Зуево, ткацк. ф-ка им. Волкова
28.1.30 г.
251

«Налицо определенный классовый прорыв...»
На страницах «Большевистского молодняка» уже приводились отдельные факты прорывов на заготовительном фронте в Гжатском районе. Эти прорывы выражались в отсутствии напористости и четкости в проведении классового курса, недостаточной мобилизации внимания всей парторганизации на заготовках льна, в слабой организации бедноты, в слишком слабом развертывании соцсоревнования. Работа среди колхозного сектора по досрочной обработке и сдаче льна развернута не была. В самом деле, берем сельсоветы: Тумановский, Холмовский, Успенский, Вятковский, Баскаковский, Новосельский — ни в одном из них четко и до конца не было проведения обложения кулацких хозяйств. И это вплоть до второй половины ноября. Мы взяли этот ряд сельсоветов случайно. И ясно, что в ряде остальных мы нашли бы много подобных. Здесь налицо определенный классовый прорыв, допущенный парторганизацией. Партячейки: Тума-новская, Успенская, Баскаковская — это они непосредственно допустили ошибки при работе по льнозаготов-кам в районах этих сельсоветов, хотя о работе ячеек можно говорить лишь с условностью. В этом беда Гжатской парторганизации.
Ячейки оказались слишком медлительны в переносе своего внимания на работу по заготовкам льна. Именно поэтому по Гжатскому району так сильны были на местах настроения: «Лен везут, держать его не станут». Отсюда и то, что партячейки в очень слабой мере, если не сказать совсем не занимались вопросами с беднотой и организацией ее для содействия льнозаготовок. Не занимались такими вопросами, как организация широкой переклички деревень, развертывания социалистического соревнования на лучшее и быстрейшее проведение льнозаготовок. Работа не организовывалась вокруг определенных сроков, принятые совещанием предсельсовета обязательства — закончить льнозаготовки к 1 январю, не стали боевым лозунгом по работе. На языке райкомовского руководства все это называлось «парторганизация сделала все необходимое». Именно так заявил секретарь райкома ВКП(б) тов. Андрияшкин пресс-бригаде по ее приезде в Гжатск. И уже после того, как в печати освещен ряд прорывов в работе по Гжатскому району, созванный в конце ноября пленум райкома ВКП(б)
252

вынося решение по докладу о заготовках, записывает: «слабость работы по льнозаготовкам, о нем говорит малое количество красных обозов». И только. Казенное благополучие неуместно в гжатских условиях. 40 процентов выполнения годового плана еще не дает права на успокоение.
Нужна еще большая работа, чтобы в декабре выполнить полностью свои планы, чтобы выправить все промахи, чтобы кулак вывез государству весь свой лен, а не верхушки.
Осень сего года, наша Васильевская ячейка добилась у граждан согласия общей молотьбы хлеба машинами, с назначенными контрольными людьми, которые должны следить, кто сколько намолотил. Из этого ячейка могла бы изъять все те хлебные излишки, которых нет, как будто это правильно, но в самый разгар половинной молотьбы, контроль сняли и объявили, что это не нужно. И попробуй доказать, что это нужно. Предвидя неурожай, крестьяне стали усиленно сбывать свой скот, предвидя необходимость вступления в артель, оно еще уменьшило рабочий скот до минимума. В артели, в первую очередь, пошли зажиточные, которые предвидели, что дело для них обстоит плохо, и за ними потянулись в хвосте и бедняки. Из 260 дворов с. Васильевского, стали артели, зажиточные не остановились от отчисления 50 — 55% в неделимый капитал, в артелях объединены амбары, рабочие быки, лошади, хлеб, весь с.х. инвентарь. Зажиточные скрылись в артели, как за ширму, думая скрыться и тем сохранить свое благополучие. Но их стали оттуда выводить пачками. Объединенный хлеб пришлось им возвратить и также середняцким хозяйствам. Много вступило в артель, надеясь получить свое пропитание в артелях, но на них хлеба не оставляют и точка. Можно предвидеть, если не снабдят хлебом, то большинство придется распустить, а возможно они и сами уйдут. Срывается работа, срываются намеченные планы, есть один исход: кормиться мясом, хоть это все-таки невыгодно и мало достаточно. Идет в деревне перелом — борьба.
Живешь в деревне и думаешь, что уходит почва, настроение крестьян паническое. Большинство не работает, опустились руки, несмотря что все в артели.
1929 г. Порченков Г.
БССР, Руднянского р-на, с. Красное
253

«Моя агитация и печать будит массы...»
Наша д. Кальтино, про которую я писал 1/Х с.г. в газету, свезла свои излишки в кооперацию красным обозом под моим активным ведением. Самообложение 1929 — 30 гг. в сумме 500 р. Наша деревня упиралась и очень крепко.
Первое собрание 30/XI никаких результатов не дало. Про тот факт я, как актив деревни, голосовал за 50% и нас нашлось всего 5 чел., а 65 были против. Такое ненормальное дело было нетерпимо, и я написал в местную окружную газету «Рабочий и пахарь», указав на те личности, которым самообложение было противно. Все же самообложение провели на все 100%.
Наша деревня Кальтино живет нелепыми слухами, а особенно в настоящее время: от нашей деревни 1 километр небольшая дер. Домарево. Полдеревни перешло в колхоз. 12 октября при Покрово-Раменском с.с. Некоузского р-на, Рыбинского окр. сформировался большой колхоз — до настоящего времени там 153 хоз.
А наша деревня своей площадью прилегает к этому колхозу; деревня с населением в 65 дворов — 272 чел.
В период зимнего времени я полагаю, что в нашей деревне Кальтино выйдет перелом на коллективизацию. Но здесь вот и нужна весьма упорная и долгая работа со стороны партийных товарищей. С одного раза деревня еще не поняла и не разжевала, т.е. держится за старые единоличные порядки, новые она расценивает по-своему. Нелепые олухи идут, что все будет общее, а кормить досыта в колхозе не будут, а пайка мало — 1 пуд. Так говорят ежедневно в деревне Кальтино. И нелепым слухам нет конца. Есть в деревне и хорошие мужчины, которые понимают, что легче жить, работая на машине. А тьма и тьма религиозная окутала дымовой завесой религиозного дурмана: пойдем в колхоз и неотпетого в землю опустят. Я активно веду борьбу со всеми нелепыми выдумками деревни. «Селькор» журнал дает мне ту роль, которой я в последнее время начинаю управлять в деревне.
4.XII я стал собирать подписку на издания «Крестьянской газеты» и это дало хорошие результаты. Мои словесные убеждения поняли те именно, которые в настоящее время стали подписчиками на общую сумму 13 р. 80 к.
254

Моя агитация и печать будит массы в Кальтино и двигает их по линии коллективизации.
Краснобаев А.И. 5.XII.29 г.
Рыбинский округ, Некоузский р-н, п/о Лацкое, дер. Кальтино
«Смело вступайте на прямую коллективную дорогу...»
Над знаком великой задачи смело вступайте на прямую коллективную дорогу разрешения великой задачи сплошной коллективизации и перестройки всего зернового хозяйства, в том числе и мелкого животноводческого хозяйства. Требуется огромнейшее напряжение всех сил рабочего класса и трудового крестьянства, которое этой весной и летом должно дать новый толчок развитию коллективного строительства не по принуждению, а вполне сознательно. Выполнить эту несокрушимую задачу можно только в том случае, если в этом будут принимать самое деятельное и бесперебойное участие все трудящиеся СССР, все рабочие и крестьяне Советского Союза. В нашей стране сельское хозяйство строится иным путем, чем при капитализме: хозяевами в стране у нас являются рабочие и крестьяне, только они заинтересованы в быстром росте нашей промышленности и сельско-зернового хозяйства, в быстрой и наиболее лучшей их переделке. Только общими усилиями мы сможем быстро двинуть вперед развитие нашей промышленности и зернового хозяйства. Чем больше будет вовлечено в строительство сплошной коллективизации деревни рабочих и крестьян, чем деятельнее будут участвовать в этой великой стройке, тем скорее достигнем нашей цели и тем скорее мы не только догоним, но и перегоним капиталистические страны. В чем же сейчас задача? Перейти от слов к делу, засучить рукава и приступить практически к живой связи рабочих и крестьян в деле сплошной коллективизации нашей страны.
Беднота Торумовского совета приносит 16-й партийной конференции горячий привет и привет 5-му съезду советов и горячо приветствует торумовская беднота на своем собрании Дальневосточную армию, борющуюся
255

против китайских контр-бандитов. Постановляем создать коллектив и присоединиться к крупному гигантскому коллективу при селе Ново-Захаркино.
9.XII.29 г. Маркенов Сергей Филип.
Нижне-Волжский край, Аткарский окр., Петровский р-н, с. Торумовка
«Активисты деревенские... а практически ничего не делают»
Сейчас середняки и беднота, не понимая политики партии и под науськиванием кулачества, не идут в колхозы, а также делают дробление своего хозяйства и сейчас начинают расти новые поселки. В Покровском с/с, Мо-ховском с/с, в Паньковском, в Крыловском Верховского рика, Орловского окр. Сейчас середняки в Плосковском с/с дер. Котовки и поселка «Искра» усиленно дробят хозяйство, говоря, что «нас тоже драть будут как кулаков». Также сейчас идет сокращение скота в деревне. Раньше у крестьянина середняка в хозяйстве было 10 овец, то он сейчас оставляет только 4 — 5, а остальных режет, телят тоже уничтожает.
Вот в этой работе наши партийцы и в целом ячейки ВКП(б) спят и не ведут разъяснительной работы в среде нашего батрацко-бедняцкого и середняцкого актива. Наши активисты деревенские где-то в загоне, только занимаются трескотней, а практически ничего не делают. Нужно культурные силы деревни приблизить к массам крестьянства, рассказав им о пятилетнем плане развития всего народного хозяйства, рассказав о политике партии и правительства.
Еще ни один крестьянин нашего района ничего не знает о пятилетке. Низовые аппараты обеспечены плохими руководителями, которые слабо вокруг советов организуют бедноту и батрачество. Нужно большее число рабочих от станка двинуть в деревню, чтобы действительно, скорее ее преобразовать на социалистических началах, т.е. повести усиленную коллективизацию сельхозяйства, кооперирование.
Культработа тоже слаба. О кино, радио еще большая масса крестьянства не имеют понятия. Газеты тоже недо
256

статочно выписываются. Нужно партии и вышестоящим организациям призадуматься над этим вопросом и в отсталые районы двинуть работу.
1930 г. Котов Ф.А.
Орловский окр., Верховский рик, п/о. Шатало
«Мне пришлось выселять кулацкую семью...»
Я прожил 80 лет. На свете много всякого видел. Хочу написать правдиво, как оно было у нас, а оно почти везде было одинаково. Когда началась коллективизация, меня избрали председателем Зубковского сельсовета Велижс-кого района Смоленской области. 12 хозяйств у нас по тем порядкам подлежали обложению индивидуальным налогом. Как кулацкие они же подлежали и выселению.
Не скрою, мне пришлось выселять кулацкую семью мельника Мелюхова Ивана Федоровича. К этому времени совершеннолетний мужской персонал уже был забран органами ОГПУ. Я приехал на двух подводах и объявил, что семью будем выселять. Хозяйка спросила, куда. Нам было сказано отвечать: за пределы области, так мы и говорили.
Меня стали просить дать время собрать имущество, распрятанное у соседей. Отпускать нам не разрешалось, как застал, так и погружай. Но мне было неимоверно жаль, ведь тоже люди. Я спросил, сколько времени надо, чтобы собраться. Хозяйка попросила два часа. Я им дал. А многие не разрешали собраться. Как застали, так и отправляли.
Привез я Мельникову семью в сельсовет, вскоре начали производить отправку. Хозяйка Мельникова подошла ко мне, дает руку как бы на прощание. Я тоже подал руку и пожелал счастливого пути. За это я имел неприятность, многие укоряли, что председатель сельсовета прощался с кулацкой семьей Мелюхова.
В феврале 1931 года было выселено из сельсовета 9 кулацких семей на Урал. Там, как они рассказывали, был произвол, иначе ничем назвать нельзя. Весной некоторые семьи без мужчин начали возвращаться обратно, их принимали. В колхозе, кто чем мог, оказывали им помощь, для обзаведения. В июле месяце 31 года мне доложили,
9. В дни великого перелома
257

что видели сына мельника в банде. Я об этом сразу же поставил в известность органы ОГПУ. А сам ходил и боялся, признаюсь честно. Дома не ночевал, как будто кто-то следил за мной. Однажды я пришел поздно из сельсовета и сплю себе. Вдруг толчок под бок, открываю глаза, смотрю: три человека, три пистолета направлены на меня. Бандит Мелюхов Алексей Иванович говорит: «Ты выселил нас, а мы вот здесь». Обыскивают под подушкой, матрацем, лезут в карман в брюки. Там печать сельсовета, берут штампуют какие-то бланки и говорят, что сожгут и пепел ветер раздует. «Ты был бы убит, но мать мне рассказывала, что ты добродушно к ней относился, когда выселял. Это тебя спасло от нашей кары».
Через некоторое время приходят председатели колхозов Мелюхов Макар и Виноградов Матвей, говорят, что бандиты Мелюховы избили их цепями и заявляли: социализм, мол, построим на вашей шкуре, не старайтесь, все будет сожжено и уничтожено.
В том же году, осенью, бандит Мелюхов был пойман. До этого он уже был ранен и сопротивления не оказал. За издевательство и ограбления был приговорен к расстрелу.
Коллективизация продолжалась. Были и перегибы. Шли мы неизведанной дорогой. Коммуниста ни одного в сельсовете не было, не было и комсомольцев, все делали активисты. На собрании мне один зажиточный мужик задает вопрос: «Ты пришел к нам строить социализм, ответь мне на такой вопрос: какой навоз лучше для земли?» Я сначала стал в тупик, потом пришел в себя и говорю, что навоз любой для земли хорош как удобрение. Он говорит с усмешкой: «В говне не разбираешься, а пришел строить социализм».
Много уже колхозов было организовано, и вдруг появляется статья Сталина И.В. «Головокружение от успехов». Мне кажется, что закружилась голова у самого И.В. Сталина. Колхозы начали распадаться, скот забирали, за перегибы людей начали судить, исключать из партии и комсомола. Чуть не попал и я в эту заваруху, чудом уцелел. Стало трудно работать, а задача поставлена в ближайшее время завершить коллективизацию сельского хозяйства. И мы эту задачу выполнили. Социализм был построен в короткий срок, хотя и с большими жертвами. Это была революция. Она всегда побеждает, имея жертвы. А жертв было сотни тысяч.
258

Сколько было уничтожено и сожжено колхозного добра, об этом сейчас не стали писать, а больше пишут об обиженных раскулаченных и хотят им ставить памятники как жертвам.
Не слишком ли рано это делать? Где же правда? А правда одна: забыть что было. Была революция, а в революции гибнут и виновные, и невинные. Социализм построен в короткий срок, заводы и фабрики и земля стали государственными и колхозными. Это и есть социализм. Люди за 3 — 4 года стали неузнаваемыми. Многие колхозы стали зажиточными, получали помногу хлеба на трудодни, вышла в свет новая Конституция. Но недолго это все хорошее существовало, завоеванное народом в упорной и жертвенной борьбе.
Начались массовые аресты и расстрелы без всякого суда и следствия. Погибли десятки миллионов ни в чем не повинных людей. Шепотом мы говорили тогда: а где же И.В. Сталин, неужели это все враги? И каждый думал, когда загудит машина вечером под его окном.
1989 г. П.У. Бородилев
Жарковский район, Калининская область
«Всякое промедление... усиливает почву для кулацкой агитации»
5 марта на кустовом собрании бригадиров при райкоме секретарь РКП ероскома* т. Самойлов дал установку: «раскулачивать в пределах 7%» (пишем с его слов).
Бригадиры к 15/111 «раскулачили» около 9% (в среднем по району).
Коллективизация и раскулачивание сопровождались арестами по 15 — 20 человек ежедневно (по сообщению уполномоченного ГПУ). В числе других арестовывали слепых, старух 70 лет и бедняков. В целом ряде случаев имущество кулаков распределялось среди бедноты. В Понинском сельсовете уполномоченными по коллективизации оказались 2 кулака, которые больше занимались пьянкой. Случаев безобразного отношения много, но времени для описания их нет. Глазовский район выделен показательным. И, несмотря
* Ерос — район.
259

на искривления классовой линии, почему-то считается вполне благополучным. Такое мнение и в Ижевском обкоме.
На основе старого устава в еросе обобществили: постройки, лошадей, коров, свиней, овец, кур, гусей и проч., успели свести часть лошадей, большую часть коров и часть свиней. В первой половине марта на бюро стоял доклад председателя правления колхоза. Я выступил с предложением: форсировать директиву ЦК и новый устав (имею в виду статью тов. Сталина).
Мне секретарь РКП Самойлов (его поддержали и остальные члены бюро) заявил: «Вы понимаете статью Сталина не так, как надо. Мы будем закреплять то, что уже обобществили». Резолюция по докладу до сих пор не утверждена РКП.
С группами бедноты не только не работали и не разъясняли сущность политики партии в деревне, но еще и сейчас они (группы),существуют формально. А большинство не знает, почему раскулачивается деревня. 10/Ш в Ижевске было экстренное совещание секретарей ероскомов (райкомов). 19 марта секретарь РКП вернулся с этого совещания и 20/III было совещание бригадиров, работающих в с/с. Совещание снова пошло по руслу под лозунгом: «Ни шагу назад». Секретарь РКП по вопросу обобществления коров дал такое разъяснение: «Если часть деревни не захочет обобществлять коров, надо оставить ее вне колхоза». Иначе говоря, новая форма администрирования являлась установкой в работе по исправлению ошибок. Я резко выступил с доводами, что все допущенные перегибы нельзя относить за счет линии партии. Держаться за хвост коровы в то время, когда из-под ног будет ускользать коллективная почва, по меньшей мере — непонимание целевой установки нового устава и директивы ЦК. Словом, к 20/Ш бюро с бригадирами было настроено за укрепление ошибок. Лишь после того, когда меня поддержали еще 2 товарища, бюро встало на примиренческий путь и согласилось вынести примерный устав на обсуждение массы, выжидая 1 апреля, когда масса скажет свое мнение о новом уставе. И только 21 марта председатель Ижевского облисполкома т. Медведев дал правильную установку, руководствуясь которой бригадиры будут выпрямлять линию партии. Отдельные головотяпы уже исключены из партии, но многие еще работают и продолжают «разъяснять» статью т. Сталина.
260

Вот образец такой «разъяснительной» работы. «Бригадир Качкашуроского сельсовета Ившин говорит: за распространение газет со статьей Сталина предместкома разъезда № 18 (Пермской ж.д.) будет арестован. Статьи эти не официальные. Тот, кто их писал, будет арестован. Железнодорожники — бюрократы, они не понимают, что читают. Шинов — помощник начальника разъезда № 18». (Заметка проверяется, так как доставил ее не автор, а наш бригадир газетный).
Редакция выступила на страницах нашей газеты с требованием немедленно взяться за выпрямление линии партии. Но и это выступление было довольно трудным. Во-первых, мы не могли получить статьи на эту тему и вынуждены были прийти к председателю еросисполкома и взять беседу — поставили перед фактом необходимости заговорить. Я был приглашен в РКП с материалом очередного номера. В РКП с газетным номером я не пошел, а ответил: «От РКП я ничего не конспирирую, но ходить на согласование я не буду. Если я не умею вести правильную линию, то меня надо снять с работы».
При такой обстановке я выпустил № 4 газеты, где ударил по искривлениям и приложил примерный устав с.х. артели, разъяснением к которому дал беседу т. Яковлева (НКЗ) с колкорами* из «Крестьянской газеты».
Очередной номер выпускаю с ударом по искривлениям.
Последнее замечание. Вчера на заключительном заседании с бригадирами я снова выступил и указал на благодушие секретаря, приведя целый ряд фактов, характеризующих кривую линию по коллективизации, и поставил вопрос так: «Надо не благодушествовать, а признать ошибки и немедленно взяться за выпрямление линии партии. Всякое промедление — смерти подобно для колхозного строительства и усиливает почву для кулацкой агитации».
После моего выступления Самойлов резко изменил ко мне свои отношения. Я, конечно, этого не боюсь, и за линию партии буду драться, но обстановка для работы очень трудная. Есть и еще о чем писать, но ждет газета.
Добавлю, что местами уже крестьяне сами начинают разводить коров по домам.
1930 г. Вятская область,
колхозная газета «Заря Коммуны» Зам. редактора
* Коллективный корреспондент.
261

«Делали колхозы... как дети делают бумажные кораблики»
В одном из своих писем я обращала ваше внимание на статью в «Правде», на беседу председателя Колхозцент-ра, напечатанную в «Бедноте».
Когда появились эти статьи, здесь, в низах они всячески затушевывались, скрывались и т.д., потому что линия в работе по коллективизации Бежецкого р-на была слишком бесшабашно революционная. Никаких намеков на оставление одной коровы в хозяйстве при обобществлении не было. Обобществлялось все. И даже как показательные, как примерные колхозы, считались те, у которых удавалось «обобществить» овец, телят и другую мелочь. Коллективизация также шла по плану чуть ли не по пятидневкам. Дана была даже контрольная цифра: весь район должен быть коллективизирован к 15 марта. А как, какими методами, какими способами, — это меньше всего кого-либо интересовало. Меньше всего агитации, разъяснения, убеждения. Больше было других способов, более легких. Способы разные, у каждого с/совета, у каждого работника свои. «Взять на заметку», кто не голосует за колхоз. Голосуют так: «Кто против колхоза, тот против советской власти». И смелые, поднимавшие руку за такую формулировку, брались «на карандаш». А это в здешних условиях «белый дом» — тюрьма. Были и такие факты: грозили высылкой в Архангельскую губ., в Соловки тех, кто не записывается в колхоз (Шишково, Дубр. с/с, Беж. р-на).
На не записавшихся в колхоз (в том же Шишкове, Дубр. с/с) ночью организовывались налеты по раскулачиванию (с. Михалихи). Колхозы росли, как грибы, и местные и районные работники хватались за голову, которая у них кружилась от успеха. Все внимание было обращено на коллективизацию. О весеннем севе было забыто, семена были в стороне, расширение клина яровых полей казалось мифом.
И вот, статья т. Сталина и устав, в котором ряд изменений и дополнений. Газету пытались спрятать (Шиш. Дубр. с/с). Крестьянам, которые на собрании цитировали новый устав, грозили: «Кулацкие подпевалы, взять на карандаш».
И когда наша бригада стала требовать широкого разъяснения нового устава в колхозах, разъяснения ста
262

тьи т. Сталина, то до смешного доходила осторожность: «А можно ли широко разъяснять устав всем?» И бригаде предложено было воздержаться от разъяснения впредь до получения особых директив из райкома. Директива не замедлила явиться. На места были разосланы райоргко-миссией так называемые «наметки», в которых черным по белому писали: «Обсудить во всех колхозах новый устав, опубликованный в газетах таких-то и таких-то, при чем в колхозах с обобществленным скотом всех видов следует безусловно закрепить, изменив этим самым п.4 устава».
Следовательно, получилось новое чудовищное извращение. Напечатанный устав гласил одно, а район категорически требовал в п.4 уставу не подчиняться. Настроение обострилось. Наша бригада категорически отказалась от этой наметки и принялась разъяснять устав так, как он опубликован.
Липовые колхозы, сколоченные угрозой, запугиванием, начали распадаться. И закружившиеся «от успехов» головы местных работников поникли. Начали раздаваться голоса: «Что же это, отступление. Шаг назад. Пасование перед мужиками?» И даже больше — секретарь комсомольской ячейки Шишково Дубровского с/совета дает своим комсомольцам твердую установку на собрании: «Нечего менять методы работы, нечего обращать внимание на сталинские речи, сталинские речи нам здесь не по климату!» Ну, какие после этого нужны комментарии? Многие работники вздыхают: «И что только наделал Сталин со своей статьей? Все колхозы разваливаются!»
Да, и разваливаются, это верно, но не из-за статьи т. Сталина, а из-за дикого головотяпства местных работников, которые делали колхозы с такой же легкостью, как дети делают бумажные кораблики. Теперь кораблики не выдержали, размокли.
Но колхозы, организованные по-деловому, по-серьезному живут, готовятся к весне бодро, энергично. Правда, однокоровники получили своих коров обратно, получили и многокоровники по одной корове; мелкий скот возвращен, спешно прорабатываются производственные планы, правила внутреннего распорядка. Идет починка инвентаря, колхозники ждут весны. И только по-прежнему чувствуется отсутствие нужных работников на местах.
263

Нужны счетоводы, нужны понимающие дело сел.хоз. твердые руководители колхозов.
Вокруг этих вопросов должна мобилизовать внимание Москва.
19/III—30 г. Миняева
Бежецкий район
«Вот как руководили сельским хозяйством»
Хочется подробнее рассказать о тех промахах в руководстве сельским хозяйством, о грубых, неумных действиях, которые я наблюдал и сам пережил.
Родился я в 1920 году восемнадцатым ребенком в семье крестьянина, деревни Усть-Тет, Енисейского района, Красноярского края. Жили большой семьей в пятистенной избе отца. Отец умер в 1928 году весной. А осенью к нам приехал из города Енисейска уполномоченный. Он приходился матери троюродным племянником.
«Как живешь, Иван?» — спросила его мать.
«Живем не тужим, Советской власти служим», — ответил он гордо подняв голову.
«Вижу, новые шаровары где-то взял. Слава боже хоть наготу-то прикрыл тряпкой».
Он не стал с матерью разговаривать. Обратился ко мне:
«Где братья-то старшие?» «На охоте».
«А ты любишь охотиться?» «Люблю». «Ружье-то есть?» «Нет», — вздохнул я. «Я те новое привезу из города». «Во, мама», — похвастался я, когда он ушел в сельсовет.
«Кто привезет, Ванька-то? У него ни кола ни двора, лентяй. Он сам последний хрен без соли доедает. Семья есть, а коровы нет. Болтун, бездельник. Люди сено косить, а он идет кусок хлеба просить».
На будущий год он снова приехал. Покушал и ушел в сельсовет.
«Но, как ружье-то?» — спросила мать.
264

«Нет ружья», — пожал я плечами.
«А он, что болтает, о том забывает».
В сельсовет он вызвал самого бедного мужика нашей деревни и поставил его председателем сельсовета.
«Это кого? Степку Шарона. Мать ты моя, лодыря и ворюгу председателем!» — возмущались все жители деревни. Они собрались к нашей избе поговорить с уполномоченным. Но тот уже постарался уехать в город.
Бедный мужик, которого поставил уполномоченный председателем был Степан Шаробаев. Но так его никто не называл. А звали Степкой Шароном. Он имел одну лошаденку, одну коровенку на семь человек семьи. Траву не косил, сено не ставил. Его он собирал по луговым дорогам, где что упадет у других с воза, или где что плохо лежит, украдет. У нас он увез воз оденок* из стога, забыв на обочине свою парку**. Его лошаденка и коровенка всегда бродили по деревне и кормились объедками. Крестьянин должен знать хорошо погоду. Знать твердо сроки, когда что делать. Ему нельзя терять ни минуты зря, чтобы вовремя все сделать. Степка был не сроден к крестьянству. Многое упускал, сильно был ленив, поэтому жил нищенски.
Вот первая, грубейшая, неумная ошибка сталинских времен, когда презирали мнение сельского жителя и дали власть в руки бездельников, управление властью.
Почему жители села на зиму готовили дрова ранней весной? Время было свободное пока не пахать, не сеять. И дерево, потянув соки становилось слабым, мягким. Пилить дерево зимой и весной большая разница. Экономится время. Степка же дров весной не пилил. Он сидел летом на берегу с багром и ловил то, что Енисей принесет. И брал лишь то, чтобы его не пилить, ни колоть, а пихать прямо в печь. «Лодырь», — так о нем отзывались люди.
Весной 1930 года началось раскулачивание. Приехал милиционер. Они со Степкой выселили из домов семь семей. В основном тех, у которых Степка много крал.
Семь семей, потомки первопроходцев, которые в 1679 году основали нашу деревню, жили на берегу, в ожидании парохода, который их увезет в Игарку. Жены и дети плакали.
* Остатки сена от стога или нижний слой сена, соломы в клади. ** Зимняя верхняя одежда из овчины или шкуры оленя, собаки.
265

«Мужики, — сказал старший из выселенных, — топоры взяли с собой?» «Взяли».
«Тоды не плачьте, бабы. Мы и там не пропадем».
А раскулачивали их потомки четырех сосланных сюда за воровство и разбой на дорогах.
Осенью того же года мы попали в зажиточные. Мать вызвали в сельсовет и приказали ей сдать тонну мяса. Мать пришла домой в слезах, еле молвя слова. Старший брат Дмитрий, пять лет провоевавший в гражданскую войну за Советскую власть, сказал: «Не плачь, мама. Сдадим шесть коров, одну оставим себе. Меня зовут на работу в Транспортную контору Золотопродснаба зав. складом. Не пропадем».
Сдали шесть коров. Брат поступил на работу. В 1933 году приехал к нам уполномоченный в портупее, в военной форме и два милиционера. Собрали всех жителей к сельсовету. Поставили стол, накрыли красной скатертью. За стол сел уполномоченный, два милиционера и Степка.
«Вот, товарищи граждане, — сказал уполномоченный, одергивая гимнастерку под портупеей. — В стране началась всеобщая коллективизация. Мы отстали. Надо срочно провести и у нас. Тут не должно быть других суждений. Надо всем активно записаться в колхоз. Я вижу тут некоторые шушукаются. Шушукались некоторые в Плотбище. Пришлось забрать пять человек».
Он сел за стол и положил наган на скатерть. «Пиши, председатель. Подходите записывайтесь».
«Я не могу писать», — сказал Степка. Карандаш и бумагу взял милиционер.
«Но, чо, Митька, пойдем писаться, — сказал Щел-канов Руф Герасимович. — Нам работать где, все едино».
И они подошли и записались первыми. Записались все. Раз пишутся такие работящие мужики, а чем мы хуже?
«Председателем надо избрать из бедняков», — сказал уполномоченный. Избрали Шаробаева Михаила.
Он любил пить, гулять, на тальянке играть. Но был умнее других Шаробаевых. Умел хитро подойти к любому жителю.
Мы работали в колхозе от мала до велика. «Но, Митька, обогатеешь. У тя больше всех трудодней», — говорили мужики.
266

Пришел конец года, весь урожай сдали в заготовку, на трудодни не осталось ни зернышка. Пришлось жить своим огородом. Все старшие поразъехались по производствам. Остались мы, малыши со старшим братом, Дмитрием. Он был завхозом колхоза. Работал там, где труднее всех. В Северо-Енисейск на золотые прииски грузы завозили только по Питу весной. Одна баржа с грузом потонула. Прииска остались без спичек. Осенью по шуге повезли грузы илимками* колхоза. Руководил рейсом на лошадях бичевой Дмитрий. Груз доставили. А дела в колхозе не улучшались. Все брали в заготовку, никого не спрашивая. Из колхоза люди стали разъезжаться в разные стороны, не смотря на все запреты. Так начинала рушиться продовольственная основа страны.
А кулаки не пропали и в Игарке. Их дети вернулись с войны с орденами и наградами в свою деревню. Отцы приехали к ним же. Но работали они на производстве. Жили снова лучше колхозников. Я с войны возвратился домой. Три старших брата погибли в тяжелых боях. Один оборонял Москву, другой освобождал Крым, третий на Ор-ловско-Курской дуге.
Встречала меня вся родня.
«Но, еще одного работника дождались!» — кричал пьяный председатель Шаробаев.
Мать постарела. Рядом сидела крестная Ксенья Захаровна, всю жизнь проработавшая в колхозе.
«Сколько получаешь пенсию, моя дорогая?» — спросил я ее.
«Восемнадцать рубли».
«А я — девятнадцать», — сказала тетка Марья.
В колхоз я не пошел. Стал работать в экспедиции по изысканию алмазов. Однажды вызвали меня в райком партии.
«Назначаем тебя председателем колхоза», — сказал мне первый секретарь Ким.
«Я не колхозник. Изберут ли меня колхозники, не знаю. Потом наведите полную ревизию состояния колхоза. Кто его развалил, пусть отвечает. Ведь в колхозе осталось всего 15 рублей на капиталовложении. Все разворовано и пропито», — сказал я.
«Тебе партия доверяет большое дело, а ты ее дискредитируешь. Судить будем».
* Илимка — вид лодки.
267

«Вы не партия, а ее член, такой же, как и я. Председателя не ставят, а избирают».
«Будешь с нами так разговаривать, будем судить».
«Я работаю на работе. Судить меня не за что».
«Мы приказали уволить тебя с работы, считай, что ты уже председатель».
Дело это приняло крутой оборот. Приехал я в деревню, стал разговаривать с колхозниками.
«Мишка все развалил и пропил. В войну он старался, чтоб на фронт не взяли. А после войны обнаглел. А там его защитить хотят. Он их осетриной кормит. Коров, лошадей пораздал им», — говорили колхозники.
Я собрал документы, сколько разворовано из кассы колхоза денег, сколько кому роздано даром коров и лошадей. Все выслал в крайком. Там разобрались с допод-линностью документов, назначили комиссию по этому делу. Я был уволен из экспедиции, она уехала в Якутию. Меня же приказано было прокурору арестовать. Тот получил выговор за медлительность. И тут же выезжала в район комиссия из крайкома. Меня снова вызвали в райком и сказали: «Тебе из экспедиции вызов в Якутию. Желаешь, пропуск завтра оформим и поезжай».
Я понял, что желают избавиться от лишнего свидетеля. Без работы я обнищал и согласился уехать. Приехал домой. Подходит катер чекистов. Предлагают ехать с ними. И я уехал со всей семьей в Якутию. Вот как руководили сельским хозяйством. Трудно лечить старые раны, но надо серьезно решать продвопрос.
1989 г. К.А. Кольчугин
станица Саратовская, Краснодарский край
«Мне... было поручено организовать «красный обоз»
Январь 1932 года. Начало работы 17-ой партконференции. Первый секретарь Серебрянопрудского РК ВКП(б) т. Романов, отправляясь на конференцию, вместе с райисполкомом решили в ее честь организовать районный «красный обоз» с хлебом. Тогда это было в моде: помимо выполнения плана хлебозаготовок и твердых заданий, организовывать за счет кулацких хозяйств еще и «красные обозы». В эти годы, в период сплошной коллективизации и обостре
268

ния классовой борьбы, крестьянин был обозлен, мстителен и, как мог, сопротивлялся, а в Московской области, в частности, в Серебрянопрудском районе кулацкие хозяйства были просто выдумкой. Если крестьянин имел пару лошадей, корову и мало-мальски приличный дом, нажитый своим трудом, это был уже «кулак».
Мне, заведующему орготделом РК ВКП(б), было поручено организовать «красный обоз» от единоличных хозяйств села Красное. Колхоза там еще не было. Прибыв в село, я вместе с членом президиума сельсовета отправился на выполнение задания. Собрав часов в 6 вечера собрание, я рассказал о значении «красных обозов» для авторитета страны, о работе 17-ой партконференции, на которой будут рассмотрены вопросы развития нашей страны и второй пятилетний план. После моего доклада и выступлений начали поименный опрос присутствующих, сколько и какого зерна он дает для «красного обоза». Замечу, что все проходило как бы легко и охотно, зерна набралось на 6 одноконных саней. Договорились, кто будет собирать записанное зерно, кто поедет с «красным обозом», назначили сбор на 6 утра. После этого мы с уполномоченным сельсовета отправились на ночлег в дом одинокой старушки, где для нас был уже приготовлен ужин и место для отдыха, на полу, около большого сундука.
Примерно в 5.30 утра мы отправились к месту сбора «красного обоза», и только мы вышли из дома, как следом за нами вышла старушка. Как потом выяснилось, это была мать сосланного кулака. Она подняла крик: «Люди, ночлежники обокрали мой сундук! Арестовать их и отправить в милицию». Нашлись такие, которые поддержали старушку, бросились к нам, кто с вилами, кто с другими предметами, начали требовать моего ареста. Пришлось, конечно, показать, что мы вооружены, если кто подойдет, живым не останется.
Поименно назвав тех, кто должен на своих запряженных лошадях собрать хлеб, мы с опозданием, но отправили обоз и прибыли к зданию райисполкома. Я доложил о случившемся, и на второй день все выяснилось. Так как старушка рассказала, по чьему заданию она мстила за сосланную семью своего сына, организаторы получили по заслугам. После этого происшествия я стал как бы шефом над этой единоличной деревней и уже к весне
269

1933 года там организовали колхоз имени Тельмана. На совершенно добровольных началах.
1989 г. Г.Лебедев
Калмыцкая АССР
«Ты окопался в Кремле... и ничего не видишь»
Михаил Иванович, пишет тебе твой бывший соратник Кузьма Петрович Гвоздев. Я только что вернулся в Москву и вот что должен я тебе сказать.
Во-первых: как я вижу, ты окопался в Кремле, крутишь любовь с бухами* и ничего не видишь.
Во-вторых: в былые времена цари-деспоты, хотя изредка бывали в тюрьмах, навещали заключенных — бываешь ли ты? А ведь московские тюрьмы переполнены. Бутырская тюрьма рассчитана царем на 2.000 чел., а ты там имеешь 20.000 чел. И кем же они забиты: мужиками-хлеборобами, чем только и сильна наша матушка Россия.
В-третьих: был ли ты когда-нибудь среди крестьян-хлеборобов, знаешь ли ты их нужды? А ведь они наши кормилицы. Беседовал ли ты когда-нибудь с кем-нибудь из крестьян-хлеборобов о колхозном движении, как оно проводится, кем, и довольны ли они им?
В-четвертых: знаешь ли ты о том, что в район Архангельска ссылают сотни тысяч граждан и там их пускают на произвол судьбы? Цари-деспоты, хотя и ссылали и сам ты был в ссылке, но тебя кормили. А теперь что делаешь ты? Это по-моему называется людоедством.
Приезжай ты на Курский вокзал и там ты узнаешь, кого привозят и отправляют в ссылку — мужичков-лапотников.
В-пятых: известно ли тебе, что в Сасовском районе Тамбовского округа войсками ОГПУ расстреляно два селения крестьян-хлеборобов?
В-шестых: прежде всего чем тратить сотни тысяч метров мануфактуры на плакаты майских торжеств, нужно было бы вперед узнать, одеты ли наши мужички-хлеборобы? А ведь они ходят без порток.
* Бухи (жаргон) — сторонники Н.И. Бухарина.
270

В-седьмых: по Москве везде и всюду расклеены плакаты об общественном питании, интересно было бы знать, когда же ты перестанешь иметь свою отдельную кухню и поваров и пойдешь со мной вместе обедать в обжорку МСПО*?
Ты, дорогой мой соратник, подумай серьезно и хорошо, приятно было бы, если бы ты обо всем этом сообщил и разъяснил бы через посредство печати.
1930 г. К.П. Гвоздев
«Мы только подчинялись высшим организациям да избачам»
Печатаются в газетах разные постановления, статьи Сталина и др. организаций. Но правду ли они пишут или только очки втирают.
Все это похоже на ту быль, о которой говорят старики про 1905 г. Когда Николай кровавый был прижат к стенке, он издал закон о свободе. А потом? Столыпин надел на свободу свой галстук и задушил их.
Статьи в газетах и постановления тоже на это похожи. В коллективизации вышли виноватыми низовые работники. Конечно, стрелочники всегда виноваты. А районные, а окружные работнички, они не виноваты? Нет. Эти невиноваты. А что, мы одни что ли коллективизировали 100%? А где были РИКи, округа? Да тут же. Они в газетах отчеты писали, пили по квартирам за 100%. А разве низовые работники выдумали то, что если кто не пойдет в колхоз — облагать шерстью по 5 пуд., льном по 15 пуд., хлеба по 100 пуд.? Нет. Этому учили работнички повыше чем с/с. Они кричали тогда: обкладай, ищи, отбирай. А кто раскулачивал? Если говоришь, кулака нет, то что получается. Как кулака нет? Ах, ты подкулачник, ты кулацкий подпевало, долой с работы и т.д.
Мы «головотяпили» по-вашему, а по-нашему — мы только подчинялись высшим организациям да избачам.
* Московский союз потребительских обществ. Занимался снабжением столицы и Подмосковья продуктами питания и предметами широкого потребления. Имел в своей структуре отдел общественного питания.
271

Разве низовые имеют какую самостоятельность? Нет. Избач руководитель, избач генерал, а при чем тут с/с? А теперь виноваты низовые.
Крестьяне про все это говорят: «Загнать загнали, а получилось то, что должно получиться — неразбериха, анархия». И на самом деле так. Раскулачивали середняков, т.к. кулаков-то нет. И выселяли середняков, на кого укажет избач, а теперь отдают все обратно. А кто возвратит потерпевшим середнякам масло, яйца, гусей, мясо, уток? Кто, говорю, возвратит? Ведь все это сожрали избачи, да бригадиры, которые работают в «колхозах».
Вам нужны факты? Извольте: возьмите на проверку людей повыше, да почестнее, например, Сарапульский округ, и вы найдете все то, о чем пишется. Это про колхозы.
А сосчитайте, сколько в тюрьме в Сарапуле сидят попов, сколько закрыто фиктивным и административным порядком церквей. Возьмите только для примера Чер-нушинский район. А народ на стенку лезет без церквей, ездят крестить, отпевать за 30 — 50 верст. Для чего, кому это полезно? А как попов сажают? А вот как. Окружные безбож. работнички дают наказ районным, а те низовым: заставьте какого-нибудь активиста или комсомольца состряпать донос в ГПУ и — готово. «Дайте письменное распоряжение». Отпечатают: «Что письменно? Да ведь мы вам оказываем доверие, личное доверие, а вы и не понимаете. Помогайте строить социализм. А чтобы донос был, у нас с ГПУ согласовано». Ну и готово. Заказ состряпан и поп сиди.
Бывает и чище. В селе Космяше, того же Чернушинс-кого р-на за 1 день до Рождества в 11 час. ночи пришли три комсомольца, попа связали и остригли, имущество забрали. Поп три месяца валялся в больнице. Вот что делается.
Власти больно много у нас: сов. власть, партия, союз безбожников тоже власть, избач — власть. Плюнуть некуда — все власть. Если ратуют за единоначалие на фабриках, так надо и здесь, чтобы хозяин был один, а не сто. Ответственный с/с, а тут с боку-припеку — семь капралов, один рядовой и тот кривой.
Власти надо меньше. Общему собранию власть, он хозяин, а не какой-нибудь шлында — комсомолец, пионер, активист и т.п.
Да, это важный вопрос, о нем надо подумать, а то ведь мы недалеки от частичных выступлений крестьян по
272

вопросу вообще обдираловки и, пожалуй, «религиозных бабьих бунтов». Кому это полезно. По-нашему и то ладно, что с колхозами рано очухались, а то бы насеяли много, особенно в наших местах.
1930 г. Черноусое Петр Семенович
Сарапульский окр., Чернушинский р-н
«Лишь бы револьвер под боком иметь»
Михаил Иванович Калинин, как возрадовалось крестьянство, когда вы были избраны Пред. ЦИК, так теперь оно настолько недовольно Вашим Сталиным. Вы привели страну к явной гибели. Если Вам не жаль крови, пролитой детьми крестьян, рабочих за освобождение этих рабов из-под гнета, то к чему все Ваши подделки — сидеть вверху и кричать: «Мы ставленники крестьян и рабочих и мы Ваша защита».
По Вашему распоряжению, декрету получили крестьяне землю. Труженики взялись за работу, как вша за тело, начали работать, а тут еще начали устраивать выставки сельскохозяйственные, которыми развили аппетиты в любителях сельского хозяйства до невероятности. Каждый труженик старался довести свое хозяйство до тех экспонатов, какие ему нравились на выставке. Жизнь закипела.
Вам, головкам несчастной, в крови залитой годами России, это, по-видимому, не понравилось. Те, которые поклали свои силы на сельское хозяйство, стали у Вас врагами. Своими постановлениями, секретными партийными заседаниями вы их на сегодняшний день считаете врагами, что, якобы, они опасны для Вас и страны. Так как с вашими постановлениями твердого, положительного, обдуманного ничего нет и декреты вы так часто меняете, что мы, крестьяне, говорим: «Советские декреты как дышло, куда повернул, туда и вышло». Вы задумали: «Все это стереть с лица земли». Конечно, стереть очень легко, в особенности для тех, кто стирает — кому это нравится и смотрит на все это с хроническим смехом, но для патриотов страны русской, истинных детей России — это сильная боль. Сжечь, убить очень легко и минутное дело, но построить, вырастить — это нужно годы.
273

В смысле уничтожения у Вас дело обстоит очень организовано и энергично. Зачислил человека в партию, дал ему под бок револьвер и во имя презренного этого оружия он для вас все сделает. Если вы ему револьвер повесили под бок утром, то к вечеру он наделает столько контрреволюционеров, что прокуратуре за полгода с ними не разобраться. А это в России существует на 75 — 80%. Безусловно, большим доверием пользуются эти люди, а человек, пользуясь большим доверием, начинает всевозможными способами вводить ложные кляузы из-за личных счетов. Этого сколько угодно есть и вы в центре все это знаете и даете поощрение лжекляузникам, т.к. ни один кляузник за свои проделки не ответил как следует, а все принимается во внимание. Над мозолистым же крестьянином в этом году вы сыграли как кот с мышкой.
Кого вы раскулачиваете? Кого вы ссылаете? Тех, кто годами трудился своими мозолями в своем хозяйстве, старался его поднять, насмотревшись на ваши сельхоз. выставки, тех разорили, в эшелонах вы убиваете голодной смертью.
Каждый делегат, приехавши с выставки, рассказывал обо всем виданном, одабривал, как выставку, так и сделавших ее, т.е. правителей соввласти, что так наглядно устроено, как нужно вести и улучшать свое хозяйство. Каждый труженик с удовольствием выслушивал и старался вводить культуру. А теперь за все это его раскулачивают, все его забирают, ссылают, или вернее голодом уничтожают и т.п. У вас в центре, наверное, мнение такое: довести до того, чтобы никто и в век не подумал про советскую власть.
Видно по всему, что у вас там буржуйчиков не мало сидит. Но имейте в виду, что до царизма и помещиков вам России не довести. Еще прольется кровь, но царя с помещиками не будет.
У кулаков все забрали по указкам револьверподбоч-ников и их сослали, а приведено ли все в порядок? Об этом и думать никто не хочет. Нет скота ни у кулака — как револьвероносы называют, но нет и у того, кому он достался.
Приросту скота нет. Посев яровой упал в этом году на 70 — 80%. Как вы в газетах не расписывайте, но в этом отношении вам никто не поверит. Вам в центре только хорошо резолюциями сеять, а поле, где должно быть за
274

сеяно 3 недели тому назад, до сего времени не сеяно ни колхозом, ни одиночками. Последние боятся сеять потому, что осенью говорят револьверная партия (коммунистическую так называют) заберет и мне все равно в ссылке придется пропадать.
Пересмотра неправильного действия никто не хочет делать. Если револьвероподбочник и виноват, то ему никакого наказания, а только переведут с места на место с большим окладом, а того, кто сообщает за воротник да в конверт, чтобы в дальнейшем не сообщал.
Если вам жаль еще России, то надо принять меры к тому, чтобы оставшиеся поля засеять хотя гречихой, все-таки хоть что-нибудь да будет в России.
Великолепно зная, что кулаков уже нет, вы однако бросаете — «кулак, кулак», а на местах рады этому и все уничтожают, лишь бы револьвер под боком иметь.
Разрешите хоть свободную сдачу кож в кооперацию, чтобы кожи спасти, а то и эти погибнут бесцельно.
Не думайте, что вам пишет кулак или нэпман. Пишет истинный русский человек, говорю так, как говорят на местах. Не люблю льстить и обманывать, как вас обманывают резолюциями, красиво сложенными только на бумаге.
1930 г. Бедняк
«Если бы т. Ленин жив был...»
Я прочитал «Крестьянскую газету», где говорится, якобы наших товарищей Бухарина, а также Рыкова и Томского снимают с работы за уклон от линии Ленинской партии. Если бы т. Ленин жив был, то, наверное, тоже был бы давно снят с работы и отдан под суд. Потому что Ленин считал всех людьми и только под его руководством могла быть советская власть. Разве мыслимо, чтобы те товарищи, которые боролись за освобождение трудящихся масс, их уже нет, которые умерли, а остальные пошли против партии насильников.
Не знаю, как рабочие и фабрика уважают жизнь в настоящее время, но крестьянская масса в настоящее время находится под игом полного насилия, издевательства, которого даже нет ни в одном государстве. Наша партия и правительство подводят итоги насколько подняли про
275

мышленность и сколько коллективизировано крестьянских масс, но я должен сказать, что это не коллективизация, а полное насилие и тиранство. Когда население не желает идти в колхоз, начинают применять всякие меры — хлеб забирают без всякого, землю тоже, — пугают, если не пойдешь, то мы тебя сошлем в отдаленное место. Нам пишут вот такие товарищи ошиблись и мы их предупреждаем исправить свои ошибки, а мы крестьяне приветствуем наших товарищей, которые сознали это. Имел больше хлеба и отдавал хлеб государству не до революции, а до вашей пятилетки, которая наделала кулаков, черт знает сколько. Все тюрьмы переполнены, не хватает места, сейчас такой холод, находятся на дворе, растеряли сеялки и т.д., а власть гордится.
Разделили деревню на 2 лагеря и открыли полный террор. И везде звонят — мы нажимаем на кулака. Ведь тут и дураку понятно, разве кулак не человек. Наша власть сделала так, чтобы не всех сразу уничтожить, а постепенно. В нашем районе была такая коллективизация, заняли 2 поселка в коммуну, их арестовали, отправили в милицию, где продержали несколько дней, разве это не насилие? И какую ведут ожесточенную борьбу с кулаком.
Масса все время шла по течению советского строительства, но с появлением пятилетки течение начало приостанавливаться. По прессе видно, что нужно жать на кулака, но масса видит из практики, что ее жмут и она видит, что жмут ее по всем направлениям, посему она стала под «кулаками» понимать всех тех, кто кое-что имеет.
Писать много бесполезно, но массы стали те, которые были в тот период, когда т. Ленин сказал т. Бухарину: «массы не желают войны, они голосуют ногами против войны и т.д.»
1930 г. (Анонимное письмо)
Омский округ, село Знаменское
«Русский крестьянин ни перед чем не остановится...»
Кто они? Повсюду и повсеместно трудовым крестьянством и рабочими, исключая некоторых слепых орудий, разоблачается гнусная линия ком. партии. Под давлением этой линии бедное крестьянство стонет.
276

Окончательно разоряют крестьянские хозяйства под разными предлогами: штрафуют, продают имущество, грабят, ломают, из домов среди зимы выгоняют бедных, а в коллективы насильно загоняют, т.е. распыленные хозяйства соединяют. Но крестьянство еще не забыло соединения при крепостном праве, не очень давно, как крестьянство освободилось от крепостного права, панов.
Тогда им землю крестьянство обрабатывало, а само голодало, мало того их на собак меняли. Но то были паны из панов, а настоящие паны-палачи и не то еще могут по плану сделать, но крестьянство не хочет плана идиотизма. Ленин говорил: прислушайтесь течения народа; но эти идиоты свои гнусные делишки вырабатывают, все по плану.
Во всех известиях и правдах только и видна наглость и вранье разных шаек головотяпов, кровожадных обдирал, пожирателей народного труда. Крестьянство настоящие газеты выписывает для обверток и отхожих мест. Не подумайте, что ими увлекаются: на заглавии «Правда», но на факте одно вранье. Вот эта листовка — народный дух и мысли и факты и не мало таких листовок плывет по волнам стихийного океана России, вы, редакции — пристани должны принимать, а вы редактора — капитаны должны направлять.
Вот эта статья раскрывает остальным глаза — кто они? Ясно, что они сынки старых панов, выгнанных из России. За двенадцать лет они набрали шайку головотяпов из поповских сынков и теперь мстят крестьянству за их разорение. Они теперь разоряют крестьянское хозяйство. Во-первых, крестьянство разделили на классы: буржуи, кулаки, подкулачники, середняки, под середняки, бедняки и батраки, которыми и маскируют свои гнусные делишки, якобы, пролетарии соединяйтесь!
А тем временем эти царьки натравляют класс на класс, а сами в мутной воде грязь ловят, да насилием в коллективизацию заводят. Но не придется ярмо надеть на крестьян обратно, потому что все крестьянство в одной атмосфере задыхается, а также и наши дети в Красной армии понимают, что их ждет дома голод, холод, безработица, коллектив, т.е. панщина.
Наш брат-крестьянин перенослив и терпелив, как известно всему земному шару, вот за его великие труды, которыми он кормит, одевает всех дармоедов, трутней,
277

белоручек страны, они ему навязывают свободу, которая носится в портфелях подмышкой. Дай крестьянину работать, как он работал, дай свободу труда вольного производства, отдай ему тот воздух, который отнимаешь у труженика: русский крестьянин ни перед чем не остановится, пока не вырвет свое, вот-вот переполнится чаша терпения тружеников и разорвутся ваши портфели в лоскутья и не будет вам пощады на земле.
Вы страну ведете к полнейшему разорению, посмотрите на факты уничтожения скота, запущение земли, опущение крестьянского хозяйства, а также и всей государственной промышленности: гвоздя нет в государстве, не говоря о других предметах. Насильственная коллективизация окончательно подорвет гнилые нити пятилетки и повлечет к повальной голодовке все классы и нации, исключая одних царьков, варваров. Да здравствует голодовка, да здравствует скорейшая развязка! То ли дело комсомольская молодежь — разврат, пей, полная чаша разложения, гуляй, Ванька, бога нет!
1930 г. Аверьян Забулдыга
УССР, Сухумский округ, с. Мирополье
«Промчался метеором, а делать ничего не сделал»
Мы, крестьяне, служащие и трудящиеся, заключенные и находящиеся в лагерях и ссылке в далекой Сибири, просим Вас, как бывшего сосланного, прислать сюда комиссию тов. Сольца* для разгрузки тюрем, колоний и лагерей, т.к. бывший здесь т. Крыленко** промчался метеором, а делать ничего не сделал. Политика его в том, чтобы человека исправить тюрьмой и ссылкой на десятки лет, ошибочна. Это не исправление, а развращение и гибель.
Мы требуем и трубим во всех газетах об освобождении узников капитала, а своих братьев сажаем в тюрьмы на десятки лет за не сданные 800 грамм хлеба и 5 мер картошки. Скажите, что это, преступление или красный террор?
* Сольц А.А. — в те годы являлся член Центральной контрольной комиссии ВКП(б).
** Крыленко Н.В. — член ЦКК ВКП(б), с 1931 года нарком юстиции РСФСР.
278

Тов. Калинин, вы сами страдали при царском режиме от несправедливости царской власти и не должны допускать этого произвола при Советской власти.
Все ждали майской амнистии, что мол, власть одумается, но глубоко ошиблись в пролетарской власти.
Еще раз просим вас прислать комиссию тов. Сольца.
1930 г. Т. Семенов и др.
«На бумаге только коммунисты, а на деле... убийцы социализма»
Уважаемый тов. Калинин! Главная цель советской власти — создать социализм. Это знает, я думаю, каждый сознательный гражданин свободной республики. Но создать социализм с темной невежественной массой, дело очень трудное. Впрочем это для правильного и активного большевика не является невозможным. Но главное препятствие для социализма исходит или рождается от самих же «творцов» этой идеи. Эти «творцы» на бумаге только коммунисты, а на деле не заслуживают этого имени, а истинное название им вредители, убийцы социализма.
Я простой человек и беспартийный середняк-крестьянин, но сердце обливается кровью, когда видишь, что делают или делается в среде партийцев администраторов, которые проводят коллективизацию села Еголдаева. В нашем селе коллектив организовался еще в 1929 году, в котором записано было из всего количества 900 с лишком хозяйств, 850 хозяйств. Но прошлой зимой администрация правления во главе с председателем т. Никишевым постановило все обобществить вплоть до курицы. Это постановление делалось, конечно, по соглашению с самими ничего не имеющими членами колхоза, — без всякого согласия середняков, которые имеют лошадь с коровой и все то, что приобретено честным святым трудом. Середняки, конечно, не доверяясь их активности по обобществлению во время обобществления стали упираться. Тогда т. Никишевым было приказано: скот брать административным порядком, что привело к тому, что приходили к хозяину лошади, которая если прикована цепью, сшибали как воры замок и уводили на общественный двор. Бы
279

вали случаи сопротивления и изрядные побои. Что же, разве такая дорога к социализму?
Я не буду описывать вам прошлогоднюю работу, как она проводилась и каков от этого результат, но скажу кратко, что администрация во главе с Никишевым от урожая, кроме соломы, ничего не дала. Спрашивается, разве это не рождает ненависть к коллективизации?
Теперь коснемся раскулачивания. Это не раскулачивание, а чистый грабеж. Вы может быть возмущаетесь от такого резкого слова, но я прошу успокойтесь, потому что не одних кулаков раскулачивали, а середняков, и это сопровождалось чистым разбойничеством, иначе назвать нельзя. Это делалось ночью, с побоями и насилием. Вот вам начало этого великого дела.
Теперь опишу вам главную мысль моего письма. Во время праздника Пасхи партиец и делегат Всероссийского съезда Иван Евстафьевич Ковылин с папироской в зубах и в шапке при совершении церемонии вошел в церковь. Его, конечно, верующие пугнули из церкви как следует.
Ну вот, тов. Калинин, я немного описал вам все мерзости наших партийцев потому, что все равно вы их не поймете и мало, что от этого получится, так как это не первое письмо и даже наезжали правильные коммунисты из ЦИКа и тов. Никишев все «замазывал» и на дорожку обратную успокаивал. А «бедный» крестьянин стонет. И вот от этой мерзости теперь от нашего колхоза осталось только не более около сотни хозяйств и то не рабочие; работники все выписались. Которые не выписались, их земли лишили, и что получится дальше — неизвестно. Хотя я пишу чистейшую правду, но фамилии не поставлю потому, что из нашего села много сидят в тюрьме «невинных мучеников», которые попали во время этой мерзости. Если хотите узнать правду, то поверите безусловно моему письму и без подписи, а нет то и подпись не подействует. Прошу закрепить наш колхоз.
С товарищеским приветом М. С. В.
Гр-н с. Еголдаево, Рязанского р-на, Рязанского округа 1930 г.
280

«Местный актив стал безобразить»
Дорогие наши работники и борцы за социализм и за свободу, пишу я Вам о том, что творится по нашему району.
Посевная кампания у нас не готовится: все крестьяне подали заявление по всему району к выходу из колхозов. Причины таковы: не было разъяснительной работы среди населения. Не хотят наши уполномоченные разъяснить. Мужики села Каменки просят, чтобы собрали собрание и зачитали новый устав. Пред. райисполкома Зайкин собрание собрать не разрешает, а мужики ходят дураками и не знают за что браться.
В деревне Федоровке Каменского с/совета из артели «Красный мужичок» 300 заявлений подали к выходу. Причины таковы, что Федоровка и Чичкановский поселок писались на общую обработку земли, чтобы испытать сами себя, могут ли они ладить в артели или нет. Но когда записались тогда приехал председатель с/с Ушаков в деревню Федоровку, собрал собрание, и на свою власть перевел СОЗ в артель. Смешали все имущество лошадей, скот, коров, овец, свиней, курей, гусей, постройки, жилье и т.п. В это время половина несознательных крестьян истребила скот.
Наш местный актив стал безобразить. Запрягут лошадей самых лучших, выпьют изрядно, гармошку возьмут и давай гонять лошадей. Пена шапкой валится с них и пар столбом. Придут к середняку: «Даешь вина, а не дашь, то ожидай для себя 58-ю статью». Были жалобы, заявления в с/сов. и РИК, на это пред. РИКа не обратил внимания. Пред. с/совета тоже каждый день пьяный и всем угрожает: «Я, мол вас теперь поверну». Уполномоченный Чичкановского поселка Друшкин не перестает гулять. Вот вам, товарищи, как подходят к социализму. Ввиду этих беспорядков ваши крестьяне подали заявления к выходу из артелей и вот накануне сева, а к севу никто не готовится. Прошу компартию уладить по нашему району такое безобразие — к сему член райисполкома Вячина А.
1930 г. Вячина Анна Макаровна
Тамбовский округ, Ржакский район, Каменский с/с
281

«Баптисты ведут контрреволюционную работу...»
Тов. Калинин! Мы уполномоченные МК ВЛКСМ* по хлебозаготовкам сообщаем, что в Рязанской губернии в Кораблинском районе, дер. Фролово, баптисты ведут контрреволюционную работу, призывают народ опомниться от соввласти. Сегодня баптистская молодежь вместо демонстрации распевают на дому во всеуслышание свои гимны.
Организация заметно растет — из одного баптистского дома выросло 25 домов. Нас удивляет, почему власти разрешают баптистам агитировать, устраивать сборища, ведь они мешают работать колхозу и проводить культработу. На общее собрание являются с запрещенными книгами. Население им сочувствует, с каждым днем их ряды пополняются, в каждой деревне имеются кружки баптистов, чего в 29 году не наблюдалось, организуют крещение в реке, куда сбегаются все деревни. Если кто задает вопросы, называют сатаной и мертвыми душами. Крестьяне удивляются на какие средства существует организация, в которой никто не работает; предполагают, что Америка им помогает, организатор баптистов бывший жандарм Гуркин Петр Васильевич...
Просим принять срочные меры к ликвидации баптистов, которые вредят строительству.
1930 г. Уполномоченные МК ВЛКСМ
Стражникова, Апарин
«Свобода кажется каким-то смешным словом...»
Зная заранее, что у вас работы по горло, все же надеюсь на то, что уделите немного внимания и прочтете мое послание из глухой деревни, где ваши распоряжения доходят редко и искажаются невероятно лицами или недостойными звания совработниками, или благодаря неумению проведения линии правительства. Что творилось и творится в деревнях вам мало известно и газеты часто искажают, неправильно освещают факты, замазывают то, что никуда не годится.
* Московский комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического союза молодежи.
282

Я много побывал в деревнях, слышал и видел, как крестьяне не только середняки и кулаки, а и бедняки проклинают тот час, когда пришла советская власть и принесла распри, насилия, голод, грабежи, пожары. Свобода кажется каким-то смешным словом, когда миллионы крестьян голодных, сосланных, оборванных, ограбленных, находятся в тюрьмах, в лесных землянках, в ссылках или других местах, или вернее по всему Союзу разбросанных ни за что, ни про что. А что происходила обираловка, так я вам приведу из тысячи примеров только несколько:
Председатель Меландовского об-ва обирая кулаков накупил себе мягких перин, подушек, золотых вещей, шуб и в завершении всего с радости пьянствовал неделю и, развлекаясь, выбил у жены все зубы, которая ездила вставлять их в Архангельск. Очень красиво! А теперь сего мужа только перевели на другую работу.
Председатель Котовского сельсовета Будрин, обирая и пропивая имущество кулаков, до кальсон включительно, понабрал себе кое-что и своим родственничкам, некоторые вещи и в продажу не поступали, а пропали без вести. Себе взял швейную машину, а когда беднячка просилась в пай, так не принял. Отобрали хлеб в общественный амбар и половину сгноили.
Член сельсовета Некрасов А.С. купил себе кулацких шуб, перину за 33 руб., костюмов и прочих вещей. Все участники комиссии понакупили себе. Отбирали последнюю корову, лошадь и весь хлеб, а индивидуально обложенный налог увеличивали самовольно со 100 руб. на 300 — 500 руб. и описывая продают имущество. О сплошной коллективизации и помину нет, а людей с детьми выселяют в бани или на все четыре стороны (как в Меландове и других об-вах). Сын лишенца и у него за счет отца забирают все за то, что он сын лишенца.
Так ли гласят распоряжения соввласти и куда все это годится? И вы хотите, чтобы все шло нормально при тех порядках, что творятся в деревнях? Все молчат, нельзя ни слова сказать, в хлебе нужда, а его гноят, недостача во всем всякая самодеятельность, инициатива пропала.
В колхоз гонят насильно, а кто не пойдет угрожают выселением. Все лучшие земли и сенокосы в деревнях отнимают. А кто же пойдет в колхоз? Беднячек за 1 1/2 вер. гонят в поля другой деревни и дают по речкам сенокос за 30 верст. Если и в дальнейшем так будет продолжаться, то очень печальный будет конец, а кое-где уже это сказывается.
283

За все эти художества нужно бы сделать не переводы с места на место, а привлечь за подрыв соввласти и вредительство разобраться.
Необходимо, чтобы завоевать сочувствие соввласти в деревне (а его до сих пор не было), устранить разжигание страстей, сделать налоги со всех по заработку, не рвачески, не давать заниматься отборами, грабежами, запугиванием, давать свободно высказываться и за каждое слово, неосторожно сказанное, не сажать мужика в тюрьму и не ссылать, насильно не гонять на работу. Под палкой немного наработаем. Сажать на место председателей с/советов людей более или менее могущих здраво рассуждать, а не мальчишек, как в Котовском с/сов. председатель 16 лет, секретарь 14 лет. Что от таких можно ждать? Не гнать насильно в колхозы и не запугивать, не отбирать всю землю колхозам. Не от радости крестьяне говорят, лучше петлю на себя наложить, чем идти в колхоз.
Любимый и свободный труд первое условие счастья, а не подневольный, как у помещиков труд. А печать — зеркало отражает жизнь неправильно — прикрашивает и замазывает истинное положение вещей.
Товарищи, взгляните на деревню и всех грабителей, отбирающих в свою пользу, наживающихся и обставляющих свои квартиры, как буржуи и одевающих в буржуйские шубы и золото своих жен, пьянствующих с радости, благодаря хорошему заработку. Где же справедливость и когда будет положено всему конец? Те буржуи, что понабрали себе золото, шубы, швейные машины, костюмы теперь не желают даже в колхоз вступать, или вступают, так работать не хотят и поплевывают на все. Можно бы привести из окружающей жизни и работы тысячи ненормальностей еще похуже, но вам наверное и так кое-что известно, хотя и далеко находитесь от глухих уголков деревни. А пишу вам все правильно и я крестьянин ниже среднего. А здесь в сельсовете сидят такие, что ничего разъяснить или сказать не могут, а прямо говорят — не рассуждать. Эх, жизнь! И так говорят повсюду в деревнях. Даже сами коммунисты только втихомолку и у себя дома недовольны. Нельзя говорить, что думаешь.
1930 г. Тетерин И.
крестьянин д. Меландова
284

No comments:

Post a Comment